Вечером З0 сентября в квартире на четвёртом этаже дома №39а на Валовой улице случился пожар. Обгорела мебель, вся квартира закоптилась. К счастью, обошлось без погибших и пострадавших. Вроде бы обычный случай из практики пожарных с не самыми тяжёлыми последствиями. Спросите: зачем об этом вообще заводить разговор? Просто вот уже на протяжении ряда лет жители этого дома живут в ожидании худшего. Всё было иначе, пока вокруг дома № 212в по проспекту Красной Армии, расположенного по соседству, не появилось ограждение, перекрывшее сквозной проезд.
Раньше по этому проезду беспрепятственно передвигался транспорт. Здесь можно было проехать от Валового переулка к проспекту Красной Армии. Эта сквозная дорога была привычной, исторически сложившейся и очень востребованной. Именно она обеспечивала подъезд к дому № 39а с двух сторон.
В те «золотые» времена в здании, которое нынче огорожено и неприступно, располагалась пожарная часть. Потом её перевели, здание продали. Теперь в нём находятся филиал Московского университета имени Витте, автомойка, магазин, ООО «Пожарно-Технический центр СП».
Отношения с новыми «жильцами» у местных жителей не заладились. Камнем преткновения стал забор, отхвативший приличный участок и установленный вблизи жилого дома. Через ограждение зимой прямо во двор перекидывают снег (такая вот расчистка территории), за ним посетители оставляют свои личные автомобили, которые не впускают на ограждённую территорию, ссылаясь на антитеррористические меры. Во двор выходят на переменах студенты, оставляя после себя окурки и мусор. Но самое страшное, что этим забором перекрыт сквозной проезд — с проспекта Красной Армии к дому теперь транспортного доступа нет.
В первое время, лишившись проезда, автомобилисты стали выруливать на проспект прямо по пешеходной тропе в сквере между домами. Жителям пришлось установить препятствие для нетерпеливых ездоков.
«Мы живём в западне, — говорит Нина Петровна, председатель правления ТСЖ „Валовая, 39а“. — И никому нет до этого дела». Пожара здесь боялись все последние годы. Он случился, и жители в бессилии наблюдали, как пожарная техника не могла подъехать к горящей квартире, окно которой смотрит как раз на злополучный забор. Возле него в тот момент стояло много автомобилей, которые не позволили спецтехнике проехать. В итоге «пожарка» встала напротив подъезда, рукав тянули по лестничным маршам. Второй машине огнеборцев было негде развернуться. «Если бы был сквозной проезд, она бы проехала», — уверены жители.
В надзорном отделе МЧС (бывший Госпожнадзор) нас уверили, что пожарные тогда уложились в норматив, несмотря на все трудности. Но, безусловно, потеря времени была. И даже не хочется представлять, чем могут обернуться в другой раз несколько «лишних» минут на пожаре.
Но это ещё не всё. На проезжей части возле соседнего дома — № 39/5 по Валовой – председатель тамошнего ТСЖ единоличным решением «усовершенствовала» колодец. Теперь он значительно возвышается над асфальтом, мешая проезду автомобилей – чего, видимо, и добивались. Когда по вечерам после рабочего дня жильцы паркуют свои машины вдоль проезда, колодец-сторож надёжно охраняет дом 39а от подъезда любого транспорта. Однажды не смогла проехать «скорая», грузную женщину на носилках до кареты «скорой помощи», оставленной аж на Валовом переулке, несли с десяток мужчин. Договориться «по-хорошему» у жителей двух домов не получается.
Вот и выходит, что с одной стороны проезд к дому 39а по Валовой перекрыт ограждением, с другой стороны доступ сильно ограничен высоким колодцем.
Мы попытались выяснить предысторию появления ограждения у Владимира Проценко, ныне депутата районного Совета, в прошлом начальника местного отдела пожнадзора. И даже встреча состоялась. Однако ни на один из следующих вопросов мы не получили вразумительного ответа. Почему перевели пожарную часть? Кто нынешние собственники здания? Оформлен ли огороженный участок земли? Законно ли установлено ограждение, перегородившее сквозной проезд?
На вопросы, которые по-прежнему остаются открытыми, Владимир Проценко, а также иные компетентные лица могут ответить, обратившись в нашу редакцию. Тем самым они помогут жителям разобраться в этой непростой ситуации.
P. S. Комментарии представителей органов надзора заставляют вспомнить об актуальных для Сергиева Посада вопросах. Первый: доколе в городе будут приниматься в эксплуатацию дома, не обеспеченные положенным размером автопарковок? Такие адреса в городе есть. И второй: доколе надзорные органы будут кое-где закрывать глаза на самовольно установленные ограждения? Такие адреса есть тоже.
Юлия ЕРМАКОВА
Александр БЕЛЯЕВ, главный специалист Сергиево-Посадского отдела надзорной деятельности ГУ МЧС по Московской области:
— Для выявления фактов нарушения пожарной безопасности, указанных в заявлении жительницы дома № 39а по улице Валовой, на место выезжал старший инспектор госпожнадзора. Установлено, что с одной стороны к дому есть подъезд для пожарной техники. Ширина проезда (асфальтированная проезжая часть от бордюра до бордюра, пешеходные зоны сюда не входят) соответствует норме. Никаких нарушений требований пожарной безопасности не выявлено.
По поводу пожара 30 сентября. Первая пожарная машина не смогла подъехать к квартире, где произошло возгорание, пожарный рукав пришлось тянуть по подъезду. Вторая машина не смогла войти в разворот. Мы эти факты не скрываем. Но в связи с чем техника не могла подъехать? Проезжая часть не только возле дома 39а, но и по всей улице в момент прибытия пожарных была заставлена автотранспортом.
Сами люди, которые проживают в этих домах и которые должны в первую очередь беспокоиться о пожарной безопасности, о возможности проезда не только пожарной техники, но и машин других спецслужб, перекрывают эту возможность, оставляя свои личные автомобили прямо на проезде. Это проблема практически всех многоэтажек, из-за автотранспорта возле домов порой невозможно подъехать к месту возгорания. И эту проблему необходимо решать во взаимодействии и с органами местного самоуправления, и с управляющими компаниями. До населения нужно доводить информацию о правилах безопасности, жители должны понять, что и от них самих зависит их жизнь и здоровье. Для оставления личного автотранспорта предназначены стоянки, специально отведённые места, парковочные карманы, но не проезжая часть.
Другая проблема — сквозные проезды во дворах жилых домов, где постоянно ездят машины. Собственники квартир дома № 39/5, как и жители многих других домов, решили обезопасить своих детей и стариков от интенсивного дорожного движения и установили высокий канализационный колодец на проезжей части. Это не повлияло на обеспечение пожарной безопасности. Однако возведение препятствий или заграждений надо согласовывать не только с пожарными, но и с ГИБДД, местной администрацией. Можно найти варианты, которые будут не ухудшать обстановку, а улучшать.
Алексей ШИРОКОВ, инспектор Сергиево-Посадского отдела Госадмтехнадзора по Московской области:
— Оградить территорию земельного участка имеет право его собственник, арендатор участка — по согласованию с собственником. Ограждение может быть установлено по границам участка. Если оно установлено за пределами этих границ, то это может оцениваться как самозахват.
Выявить, законно или незаконно установлено ограждение и перекрыт проезд, может отдел земельного контроля администрации поселения, это его полномочия. Специалисты земельного контроля должны выехать на место и определить, есть ли здесь нарушение земельного законодательства. Признаки административного правонарушения фиксируются в акте проверки, владельцу объекта выдаётся предписание на демонтаж. Если по окончании срока исполнения предписания всё остаётся на своих местах, материалы из администрации поступают к нам, в Госадмтехнадзор Московской области. Наш отдел привлекает нарушителя к административной ответственности — вступают в силу штрафные санкции. Выдаётся предписание на устранение допущенного административного правонарушения.
Если и после этого владелец не идёт на контакт, материалы направляются в УВД, где оформляется протокол по ст. 19 п.5 КоАП РФ. Дело передаётся на рассмотрение суда.
Путь этот долгий, но в нашей практике достаточно случаев, когда таким образом и незаконно установленные ограждения демонтировались, и препятствия устранялись.
По поводу колодца могу отметить, что в законе нет требований к конструктивным элементам колодцев. Однако есть ГОСТ, в котором установлено, что колодец, находящийся на проезжей части, не должен выступать или быть ниже на два сантиметра. По соблюдению требований ГОСТа работают ГИБДД и администрация. По факту затруднённого проезда из-за неправильно обустроенного колодца возле дома № 39/5 по Валовой улице мной 2 октября было отправлено письмо в администрацию города на имя главы. В нём рекомендовано принять меры в соответствии с законодательством о безопасности дорожного движения. Письмо в движении, у меня на контроле. Этим вопросом занимается отдел дорожного хозяйства городской администрации. Он должен найти собственников колодца, выдать предписание на приведение колодца в порядок.
Я рекомендую жителям написать коллективное обращение на имя главы города о проблемах, которые их беспокоят: и о перекрытии проезда, и о высоком колодце, и о любых других. Жители получат аргументированный ответ, а соответствующие отделы администрации начнут работу над решением этих проблем.