14 сентября (1 сентября по старому стилю), которое в текущем году приходится на понедельник, православные христиане встречают начало нового церковного года, именуемого в церковном календаре инди́ктом, или новолетием. В этот день также совершается празднование в честь Черниговской-Гефсиманской иконы Пресвятой Богородицы (1869), что особенно значимо для Лавры преподобного Сергия и ее подворья – Гефсиманского Черниговского скита. Насельники обители в священном сане совершили торжественные богослужения, за которыми молились прихожане и паломники.
Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери является списком с Черниговско-Ильинского образа Царицы Небесной, находившегося в Троицкой Ильинской обители вблизи города Чернигова. Этот список был передан в монастырь на Маковце в XIX веке, а затем, по совету ее наместника, архимандрита Антония (Медведева), помещен в только что устроенном тогда пещерном храме при Гефсиманском ските.
Удивительно, что первое чудо исцеления, произошедшее от Черниговской-Гефсиманской иконы Пресвятой Богородицы, пришлось на день новолетия – 1 сентября 1869 года. И это не случайно: Сама Царица Небесная возжелала явить Свою силу в самом начале церковного года, призвав всех людей переменить греховный образ жизни посредством укрепляющей благодати Ее Сына.
В день новолетия Святая Церковь словами богослужебных молитвословий обращается ко Господу, Творцу и Создателю всего видимого и невидимого, и испрашивает Его благословения на наступивший новый год. «Благослови ныне венец лета, – слышится в этот день в православных храмах, – соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве». [1] А в читаемом за Литургией послании святого первоверховного апостола Павла все верующие христиане призываются к постоянству в тихой и благочестивой жизни, в молитве и благодарении, «ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:3–4).
Традиция празднования нового года в начале сентября восходит ко временам императора Константина Великого (IV век) и исторически связана с системой установки и сбора податей в пользу государства. Слово «инди́кт» имеет латинское происхождение. Однокоренное ему слово «инди́кция» (лат. indictio) означает «провозглашение» и подразумевает объявление о внесении обязательных поставок продовольствия правительству. Необходимость оповещения населения об окончании предыдущего и начале нового налогового периода и явилась причиной для исчисления годов по индиктам. В VI веке обычай встречать новый год в сентябре был принят Святой Церковью.
Церковный год строится на определенной последовательности постов, церковных праздников и дней памяти святых. В совокупности они составляют ту основу, на которой зиждется вся богослужебная жизнь Православной Церкви. Открывает же новый инди́кт праздник Матери Божией в честь Ее прославленной иконы. Уповая на безмерную любовь Царицы Небесной к роду человеческому, Святая Церковь обращается к Ней словами молитвы: «Даруй нам прочее время живота нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая Предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко Благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь».
__________
[1] Кондак новолетия, глас 2.
Справка.
Полиелейное богослужение в Успенском соборе Троицкой обители совершил архимандрит Варфоломей (Калугин).
Праздничную Божественную литургию в Черниговском Гефсиманском ските, водосвятный молебен и крестный ход возглавил наместник Лавры епископ Сергиево-Посадский Фома.
На богослужении пел хор скита (регент – Алексей Замотаев).