О том, что курить на территории Районной больницы нельзя, известно каждому её посетителю. Запрещающие знаки и предупреждения о штрафах невозможно не заметить, они размещены буквально везде — на входах в корпуса, на зданиях (и даже хозпостройках), на этажах. Тем не менее большинство курильщиков попросту игнорируют запрет.
Тотальный запрет на курение в пределах территорий медицинских учреждений введён «антитабачным» законом с июня прошлого года. Вне закона объявлены любые курилки и специально отведённые места, как для пациентов, так и для персонала. Нельзя дымить — и точка. Штрафы для нарушителей (от 500 до 1500 рублей) введены с 15 ноября.
«Прежний закон о запрете курения в общественных местах не работал, и люди никак не реагировали на ограничения, — рассказывает главный врач РБ Павел Верин. — К сожалению, эта вредная привычка так внедрилась в нашу жизнь, что и с новым законом мы, медики, можем добиться не очень многого. С нарушением запрета мы сталкиваемся каждый день. В ответ на замечание пациенты в лучшем случае просто молчат, а зачастую выражают своё недовольство, случаются и проявления агрессии».
Бывает, несогласные с запретами срывают знаки с перечёркнутой сигаретой, сотрудникам приходится вешать новые.
В главном корпусе больницы на лестничном марше почти постоянно ощущается едкий табачный запах, на подоконниках можно встретить пепел и окурки. По признанию медработников, здесь курят больше всего. «Целый день туда-сюда по этажам хожу, одежда пропитывается табачным дымом, и от меня пахнет табаком, хотя сама я не курю», — говорит главная медсестра Ольга Шалпегина.
Особенно много любителей подымить на больничной лестнице среди пациентов травматологического отделения. Никак не могут расстаться с сигаретами мамы, которые лежат со своими малышами в детском корпусе. Нет такой проблемы, пожалуй, разве что в инфекционном и онкологическом корпусах — там много тяжёлых больных.
По словам Павла Верина, основная доля нарушителей — это даже не пациенты, а ухаживающие и посетители, которые приходят навестить стационарных больных. Главврач недоумевает: неужели им так трудно немного потерпеть или выйти за территорию учреждения, чтобы покурить?
В ночное время, когда в стационарах остаётся только дежурный персонал, рабы этой вредной привычки себя вовсе не стесняют.
Медработники действуют пока силой слова — делают замечания, просят, объясняют, убеждают, ругаются. Сотрудников полиции пока не вызывали.
В прошлом году несколько раз прибегли к крайней мере — выписали из стационара злостных нарушителей больничного режима. «Один случай был в детском корпусе. Там лежала мама с ребёнком. Она постоянно курила, на замечания никак не реагировала, мы выписали её. Но она и ребёнка забрала сразу же с собой», — вспоминает Павел Верин.
Родственники выписанных пациентов-нарушителей писали жалобы на руководство больницы в вышестоящие инстанции. Для РБ никаких последствий не было, но приятного все равно мало. «В принципе, выписка за нарушение режима — это нормальная практика, — говорит Павел Николаевич. — Но понятно, что всех повально мы выписать не можем. Если пациент нуждается в оказании медицинской помощи и мы его выписываем из стационара, это уже расценивается как неоказание помощи».
Курильщики конфликтуют не только с медперсоналом, но и с некурящими пациентами, когда те делают замечания. Павел Верин припомнил такой показательный случай: «Ко мне обратился один пациент из пульмонологии. Он сообщил, что в отделении многие пациенты курят, а он не переносит табачный дым, так как лечится от серьёзного заболевания лёгких. Он просил принять меры. Мы с заместителем прошлись по отделению, провели работу, поговорили с каждым пациентом. Так на следующий день этот больной выписался сам, написав, что не может находиться в отделении, потому что там одни курящие. Он ушёл от нас недолеченный и впоследствии поправлял здоровье амбулаторно. Мне потом сообщили, что его буквально запугали те, на кого он пожаловался, и он вынужден был уйти».
Главврач говорит, что со своей стороны Районная больница делает всё, что предписано «антитабачным» законодательством: разъясняет правила, предупреждает курильщиков, размещает запрещающие знаки и информацию, издаёт соответствующие приказы. «По правилам, если приходит контролирующий орган и видит курящих, а предупреждающих знаков нигде нет, то штрафуют руководителя учреждения. Если же знаки есть, то штрафуют курильщика», — объясняет Верин.
Однако больница не наблюдает никакой активности со стороны контролёров, службы не наведываются сюда. А без наказания нарушителей, убеждён Павел Николаевич, не обойтись: «Надо строго подходить. Если поручено соответствующим органам это делать, они должны реагировать. Нашего человека одними уговорами не заставишь. Нужно хотя бы начать: двух-трёх оштрафуют — другие меньше курить будут».
В борьбе с курением, по мнению Верина, важно и общественное мнение. Нарушение закона не должно оставаться без внимания со стороны очевидцев, они тоже должны делать замечание и просить потушить сигарету.
Мы спросили, а как же сами медики, ведь среди них тоже есть курящие. Оказывается, за курение на территории учреждения медработники лишаются стимулирующих выплат. Главврач подумывает и над тем, чтобы как-то поощрять некурящих сотрудников. Может быть, в таком случае и другие захотят расстаться с этой вредной привычкой.
Юлия ЕРМАКОВА