Успокойтесь, речь идёт не о политике! Просто на раздумья о пушкинских героях меня подтолкнули красочные афиши спектакля Московского драматического театра им. Р. Симонова "Сказка о попе и работнике его Балде", развешанные в городе этой осенью.
Случилось так, что в историю страны 1937 год вошёл не только "Большим террором", высадкой полярников на Северный полюс, но и первым послереволюционным пушкинским юбилеем. Дата, правда, оказалась не особенно оптимистической — 100 лет со дня гибели поэта, но мемориально-литературные торжества бушевали над страной в течение всего года, вплоть до начала избирательной кампании по выборам депутатов Верховного Совета СССР.
В нашем городе в ту пору существовало памятное многим поколениям художников-прикладников и народных мастеров училище имени Халтурина — "Халтуринка", готовившая мастеров по дереву и традиционной игрушке. До 1960 года училище работало параллельно с техникумом игрушки, а потом влилось в его состав. А в середине 1930-х годов при училище был театральный кружок. Своим рождением он был обязан возрождению новогодних традиций, а своим успехам — руководительнице, художнице Т. Карабут.
При наличии основных направлений деятельности подобных кружков — драматическое, хореографическое, декламаторское — он имел ещё одну характерную черту. Деятельность коллектива напрямую связывалась с учебным процессом. Костюмы, декорации, куклы для кукольного театра создавались в рамках программы, становились как бы пробным камнем для учеников, которые получали возможность видеть конечный продукт своей работы в действии. Базировался кружок при клубе артели игрушек имени РККА, которая в ту пору находилась в здании лаврской больницы, за западной монастырской стеной. Там же, в клубе, ставили спектакли и давали концерты, на которые приходили не только работники фабрики, но и жители близлежащих улиц. За короткий срок кружок осуществил две серьёзные постановки — популярные в те годы пьесы "Слава" и "Семеро любимых", а в год пушкинского юбилея — инсценировку "Русалки" со вставными хореографическими номерами.
"Сказка о попе и работнике его Балде" была рассчитана на детей. Одновременно она являлась презентацией дипломных работ учащихся. Оригинальность спектакля заключалась в том, что он состоял из элементов кукольного представления: текст читал и комментировал в духе "райка" кукла Петрушка, возникавшая из-за большой ширмы. За малой ширмой, находившейся несколько глубже, прятался другой артист, поднимавший по мере действия планшеты-иллюстрации. В итоге получался интересный синтез громкого чтения, зрительного ряда и театрального действа. Спектакль очень хорошо мог пригодиться для демонстрации в школе, клубе, сельской избе-читальне.
Перед нами — гуашевый эскиз, выполненный к представлению; он хорошо показывает авторский и режиссёрский замысел кружковцев.
К сожалению, пока мне не удалось выяснить дальнейшей судьбы кружка и его руководительницы.
Алекс РДУЛТОВСКИЙ