Из всех документов 88-летняя жительница Сергиева Посада имеет в своём распоряжении только советский паспорт. Бабушка не получает пенсию и медицинскую помощь, не вправе рассчитывать на пособия и льготы. Каково это? И почему так сложилось?
Слушая Наталью Степановну, трудно представить, как в России, где без предъявления паспорта на каждом шагу жить, казалось бы, совершенно невозможно, она справляется без документов почти 25 лет. Вернее, паспорт-то у неё есть, но недействительный, советского образца. Ни пенсии, ни полиса медицинского страхования, одно только окно во внутренний двор частного дома, где пожилая женщина живёт со своей семьёй.
В апреле Наталье Степановне исполнилось 88 лет. Особого праздника не было: сели за стол на полчаса, выпили по стопке с сыном и невесткой, как сказала именинница, «под гундёж телевизора», помянула отца-фронтовика и мать-партизанку, вытерла скупую слезу по родному Гомелю, да и ушла на кухню в своё кресло. С этого кресла Наталье Степановне открывается вид на собачью будку, малиновые кусты у забора и макушку лаврской колокольни, выглядывающей из-за домов. На улицу женщина почти не выходит: больные суставы и последствия травмы колена сделали её настолько немобильной, что дойти даже до скамейки во дворе — задача почти непосильная.
Суставы, а в придачу к ним гипертонию Наталья Степановна лечит, как умеет. В прошлом она медицинская сестра, в таблетках что-то понимает.
Походы к врачу — миссия невыполнимая не столько из-за болезни, сколько из-за отсутствия документов. В самом крайнем случае сын отвозит её в платную клинику, где лишних вопросов не задают
Недавно женщине сделали операцию по замене хрусталика. По словам Натальи Степановны, на этом проблемы не закончились, и чтобы не потерять зрение, ей необходимы три инъекции по 60 тысяч каждая. А была бы медицинская страховка, окулист мог бы сделать их бесплатно. Помимо паспорта и полиса, у бабушки нет и СНИЛСа, и честно натруженной пенсии.
«Порой кажется, что меня и самой больше нет», — с горечью добавляет женщина.
Дом снесли, документы потеряли
Сначала Наталья Степановна не сильно спешила сменить советский паспорт на российский, острой нужды не было, и без того хлопот хватало. Сын женился, родился первый внук. Наталье Степановне уже тогда было за 60. «Я в Антоше души не чаяла, оставила ради него работу, вышла на пенсию, — вспоминает женщина. — Невестка молодая была совсем, жизни не видала ещё.
Я их отпускала в поездки, с друзьями пообщаться, сама возилась с внуком, хозяйством занималась. На дворе был конец 90-х, сын вляпался в какую-то передрягу, и нам из Ростовской области срочно пришлось переехать в Московскую».
Однажды в начале 2000-х Наталья Степановна на пару дней приехала в город Азов, где была прописана с 1992 года, чтобы решить вопрос со сменой паспорта. Но неожиданно выяснилось, что дом, где она зарегистрирована, снесли, и на его месте строится торговый центр. Домовая книга оказалась утеряна, в долгие бюрократические дрязги встревать не хотелось, нужно было возвращаться назад. Так дело и замялось. И незаметно прошло два десятка лет.
Как стать лицом без гражданства
Сложно сказать, почему этим вопросом снова занялись спустя столько времени, буквально пару месяцев назад. «Сын всё время на работе, — не без досады объясняет Наталья Степановна. — У него семья, детей надо кормить, за ипотеку платить. Я ему говорю иногда, мол, как же я без паспорта, но пока он только обещает что-то предпринять».
Старший внук Антон вырос и теперь живёт в другом городе, но вызвался помочь бабушке. Как выяснилось, прежде чем обращаться в местное отделение УФМС, необходимо установить гражданство Натальи Степановны (или его отсутствие). Уже на этом этапе у бабушки и внука возникли бытовые сложности. Родилась она в Белоруссии. На протяжении своей жизни успела пожить в Грузии и в Армении. И обо всём этом остались отметки в старом паспорте.
Штамп с российской пропиской в Ростовской области появился только в июне 1992 года. А своими гражданами страна признала автоматически только тех, кто прибывал на территорию РФ на 6 февраля 1992 года. Разница в несколько месяцев оказалась фатальной
В подобном случае, чтобы человека для начала признали лицом без гражданства, необходимо доказать, что юридически он не является гражданином одного из государств, в которых жил.
Чтобы это установить, нужно обратиться в каждое из посольств и подать документы на соответствующую справку. Сделать это самостоятельно внук не может: нужна нотариально заверенная доверенность, для оформления которой советский паспорт не подходит. Без личного присутствия заявительницы не обойтись. Один раз отвезти бабушку в Москву Антону удалось. Отвыкшие от ходьбы ноги Натальи Степановны едва преодолели расстояние от двери дома до машины, но деваться было некуда. Взятая напрокат инвалидная коляска не влезла в багажник. Нести в присутственные места бабушку пришлось прямо на руках.
Было решено за одно утро заказать справку во всех посольствах разом. В армянском пожилую женщину пропустили без очереди, в посольстве Республики Беларусь с ходу сказали, что без справок из других посольств они документов не примут, в грузинское банально не успели. Первая за много лет поездка для Натальи Степановны стала настоящим испытанием, но, видимо, повторить её придётся ещё не раз. Внук, у которого всегда сложности с выходными посреди недели, расстроился пуще бабушки.
«Я существую»
Вообще-то Наталья Степановна не унывает. Пока документы — по-прежнему труднодостижимая и заветная цель. Но главное ведь, что дело сдвинулось с мёртвой точки. Она уже пообещала невестке платить за коммуналку, как только ей восстановят пенсию, а младшей внучке давать денег на карманные расходы.
«Я в том положении, когда паспорт — не просто формальность, а своеобразное доказательство того, что я существую, я принадлежу обществу, на благо которого проработала всю жизнь, — объясняет Наталья Степановна. — Даже с больными ногами, даже запертая в четырёх стенах. Кто знает, может, я свои последние дни доживаю. Но закончить их хочу как человек».
Елена БАДАЛЯН
КОММЕНТАРИЙ
Татьяна НАКОРЯКОВА, представитель Уполномоченного по правам человека в Московской области в Сергиево-Посадском округе:
— По закону «О гражданстве РФ» от 28 ноября 1991 года гражданами России признаются все, кто родился на территории России (РСФСР, Российской империи), дети россиян, независимо от места их рождения, а также все граждане бывшего СССР, которые на 6 февраля 1992 года постоянно проживали на территории России. Этим людям не нужно было приобретать гражданство, государство признало его наличие «автоматически». При этом паспорт гражданина СССР по-прежнему считается действительным документом на основании того, что не было принято нормативных актов, которые бы отменяли его действие. Сегодня документ, выданный в период существования советского государства, сохраняет своё действие, но при условии, что он оформлен правильным образом, то есть в него ещё в период существования Советского Союза была вклеена фотография его владельца по достижении возраста 45 лет. В противном случае использование данного документа не будет юридически законным. Поскольку мы живём на православной земле, чаще всего люди отказываются менять паспорт по религиозным соображениям. Поэтому некоторые верующие пенсионеры живут со старым документом, но при этом получают пенсию и имеют российское гражданство, и никакого нарушения их прав быть не должно. Сейчас по вопросам замены советского паспорта на российский ко мне обращаются редко. Конечно, каждый вопрос нужно рассматривать индивидуально. Я обращусь в миграционный отдел по вопросу Натальи Степановны. Возможно, найдутся варианты, как облегчить ей задачу с получением гражданства и паспорта российского образц
Наш телеграм-канал https://t.me/vperedsp