Закупаться или не закупаться? В сегодняшних реалиях таким вопросом задаётся буквально каждая семья. Паниковать не хочется, но получается с трудом – цены растут, полки магазинов пустеют. В частности, жители переживают за сахар: особо запасливые выносят его килограммами, из-за чего некоторые торговые сети ввели ограничения по количеству приобретаемого товара в одни руки.
По поручению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области в округе дважды в неделю ведётся мониторинг цен и наличия товаров в «Пятёрочке», «Дикси», «Магните», «Ашане», «Ленте» и «Перекрёстке». Всего анализируют 58 позиций.
«Резкого скачка цен в связи с международной ситуацией нет, однако есть повышенный спрос на ряд товаров первой необходимости, таких как крупы, макаронные изделия, сахар, мука и растительное масло. Цены увеличиваются постепенно, но торговые сети постоянно вводят акционные скидки на товары первой необходимости, а также расширяют ассортимент более доступными товарами недорогих производителей. Мы видим резкое повышение цен на такие товары как мука, пшено, гречка и другие, но это не фактическое удорожание товара, а просто отсутствие самого дешёвого товара по данной позиции. Во избежание появления временного дефицита многие торговые сети ввели ограничения по количеству приобретаемого товара в одни руки. Просьба к гражданам — отнеситесь к таким мерам с пониманием», — призывает директор департамента торговли и услуг Торгово-промышленной палаты (ТПП) округа Татьяна Ильина.
Что считать резким скачком цен, а что постепенным? Обратимся к статистике, которую ведёт ТПП. По их данным за последнее время больше всего подорожала мука — в среднем рост составил 79 %. Так, 3 марта 1 килограмм стоил 52,96 рублей, а 9 марта — уже 94,90 рублей. Детская смесь за тот же период выросла в цене в среднем на 46 % и достигла 887,44 рублей. Стоимость гречки поднялась на 21 %. Какие-то позиции, наоборот, подешевели. Так, на 30 % снизилась цена на овсянку, на 16 % — на мясные консервы, на 7 % — на сливочное масло.
Отсутствие некоторых позиций на полках Татьяна Ильина объясняет так: дефицита товаров на складах нет, но при повышенном ажиотаже сотрудники магазинов не успевают выкладывать товар. Нарушается логистика, появляется необходимость пересчитывать объёмы поставок — на всё это нужно время. По данным Минпромторга, дефицита, к примеру, сахара в стране нет. Кроме того, цена на этот продукт в торговых сетях держится примерно на одном уровне — 9 марта за килограмм просили 54,50 рублей. Правда, вчера он уже стоил больше 60 рублей, например, в той же «Пятерочке». В несетевых продуктовых магазинах округа стоимость выше и доходит до 100 рублей. Это, как объяснили нам представители малого бизнеса, вынужденная мера. Виной стал повышенный спрос самих покупателей.
«Ещё несколько лет назад в стране был переизбыток сахара, объёмы ежегодного производства превышали внутреннее потребление настолько, что некоторые заводы закрыли. Сейчас на складах этот продукт есть, дефицита не ожидается. Однако мы наблюдаем повышенный спрос у покупателей и, чтобы избежать реальных перебоев, установили заградительную цену в 80 рублей за килограмм. Экономика магазинов не держится на сахаре, поэтому завышать цены ради прибыли не имеет практического смысла», — рассказывает директор продуктового магазина Евгений.
В среднем, по его словам, рост цен на все позиции составляет от 10 до 15 %. Дорожают крупы, тушёнка, молочка и даже расходные материалы типа кассовой ленты. Случается, что стоимость возрастает на 50 % и более. Одна из причин — спекуляции оптовых поставщиков. Об этой же тенденции говорят в Минпромторге: компании-посредники, забирающие продукцию с заводов и поставляющие её в торговые сети, придерживают товар и ждут, когда стоимость увеличится. Это, по всей видимости, происходит и с сахаром, считают в ведомстве.
Можно ли что-то сделать в текущих условиях? Директор продуктового магазина Евгений считает, что да. Во-первых, сами покупатели не должны поддаваться панике и скупать запасы продовольствия в огромных количествах. Во-вторых, магазинам необходимо тщательно выбирать поставщиков и не хвататься за первое ценовое предложение. «Какие-то оптовики хотят заработать, играя на панике. Пусть. Наша задача — выбирать адекватных поставщиков с адекватной средней ценой. Спекуляция не удастся, волна спадёт и, скорее всего, цены снова опустятся вниз».
В целом, говорит предприниматель, с учётом опыта пандемии, когда покупатели тоже делали запасы — бизнес готов к сегодняшней ситуации. Даже на импортную Coca-Cola, которая, к слову, пока продолжает сотрудничать с торговыми точками, уже нашёлся аналог из Белоруссии, практически ничем не отличающийся вкусом от оригинала. «Через полгода, надеемся, всё вернётся в прежнее русло», — заключает Евгений.
Что говорят предприниматели
Вопросы от жителей поступают и по другим позициям, не только продуктовым. Мы связались с предпринимателями округа, занятыми в сфере услуг, и спросили у них — какие грядут изменения и нужно ли ожидать повышения цен?
Маргарита, мастер ногтевого сервиса:
— Мастера с опытом понимают, что, возможно, поток клиентов сократится, но это будет временно. Переживаем больше из-за отсутствия материалов, так как все магазины уже пустые, а когда будут новые поставки неизвестно. Я отказалась от брендов украинского производства, которые начали пропагандировать ненависть, многие магазины также расторгли с ними сотрудничество. Европейские бренды взяли паузу, некоторые разослали письма о том, что остаются, но приостанавливают продажи, хотя новый прайс-лист выслали. Некоторые бренды, действительно, ушли, но рынок очень развит, много альтернативы.
Пока проблемы только в поставках. Мастера на панике раскупили всё на месяцы вперёд. Цены выросли от 20 % до 50 %, но большинство успели закупиться по старым ценам на первое время. Производители говорят, что поставки из Китая начинают налаживаться и в ближайшие месяцы дефицит будет устранён.
Цены на услуги поднимать однозначно придётся, я планирую это делать с апреля, когда ситуация на рынке уже более-менее станет понятна.
Екатерина, владелица кофейни:
— Особой паники не заметила. Есть небольшое беспокойство за посетителей, будут ли они ходить также, или посещаемость снизится.
Наблюдаем проблему с поставщиком кофе. Как только начал расти курс доллара, поставщик разослал письма о том, что цена будет меняться каждый день, а не как было ранее — один раз в неделю. На фоне этого многие начали «атаковать» сайт и заказывать огромное количество кофе, создав искусственный дефицит. Если верить поставщикам, проблем с поставками в дальнейшем не ожидается, но стоимость будет зависеть от курса доллара. Ожидаем, что на растительное молоко – овсяное, соевое, кокосовое — тоже поднимется цена. В кофейне используем только бельгийское «Alpro», и, скорее всего, оно пропадёт. Придётся искать замену на российском рынке.
Также появилась проблема в закупке чековой ленты. Её цена за пару дней поднялась на 20-40 рублей, а без чека мы не имеем права продавать услугу. На сайтах «Офисмага», «Комуса» и других крупных магазинов её уже нет в наличии.
Поднятия цен не избежать. Зерно, сиропы, альтернативное молоко, мелкие расходники (стаканы, крышки, сахар, шоколад) — всё это выросло в цене, и это ещё не предел. Мы потихоньку готовим своих клиентов к поднятию цен, будем стараться это сделать максимально аккуратно, оставив право пользоваться бонусной системой и добавив сладкий комплимент к каждому кофейному напитку.
Роман, представитель руководителя таксопарка в Сергиевом Посаде:
— В нашем парке порядка 40 автомобилей корейского производства. В этой части нам повезло больше, чем остальным: корейские бренды не уходят с нашего рынка. Сейчас все машины технически исправны, но в будущем износ запчастей неизбежен. В связи с этим появилась проблема доставки оригинальных запчастей и, как следствие, их удорожание и увеличение сроков доставки. Это может сказаться на оперативности ремонта транспорта, какие-то машины будут простаивать. Аналоговые запчасти подорожали на 30-40 %.
Ситуация на рынке не особо благоприятная, примерно на 30 % уменьшился пассажиропоток, доход водителей снизился. Из-за ухода иностранных компаний мы ожидаем притока водителей, но обеспечить их всех работой, скорее всего, не сможем. Мы ограничены пассажиропотоком, новый транспорт приобретать в ближайшее время не сможем.
Следим за ситуацией. Повышать цены на услуги такси в ближайшем будущем не планируем.
Марианна, официальный представитель сетевой международной компании Siberian Wellness в Сергиевом Посаде:
— Мне и моим коллегам относительно повезло, мы являемся представителями компании, производство которой находится в России. Наша компания уже 25 лет производит биодобавки и косметику на территории страны, сотрудничая со многими отечественными поставщиками сырья. Поэтому сильной паники мы не наблюдаем. У клиентов были опасения на фоне новостей из других иностранных сетевых компаний.
Однако у нас есть ряд продукции, производство которой приостановлено. Это вызвано тем, что в составе есть ингредиенты иностранного производства. Из-за нестабильного курса валют закупка таких ингредиентов становится просто экономически невыгодной. К счастью, это очень небольшой процент в ассортименте.
Сейчас рост цен всё же произошёл, но в отличие от большинства компаний, это всего лишь 10-15 %, на позиции премиальных марок компании — порядка 20 %. Это произошло из-за роста стоимости перевозок и других накладных расходов, а также поднятием цен у поставщиков сырья. Всё взаимосвязано.
Подготовила Светлана ГИРЛИНА