В 2003 году в Сергиевом Посаде появилась компания, которая наладила производство сатураторов – это машины, которые подключаются к водопроводу и очищают воду до состояния бутилированной. Следующий этап развития компании VendShop – разработка, производство и продажа автоматов-продавцов.
Термин «вендинг» происходит от английского vend – «торговать». Всё начиналось с продажи кофе и шоколадок.
«Технические возможности современного оборудования позволяют реализовывать товары формата А4 и ценником до 65 тысяч рублей», – говорит Алексей Водопьянов, директор по развитию компании VendShop.
Теперь товаром для автомата может стать и айфон, и дорогая парфюмерия. Есть прецедент торговли через автомат червями для рыбалки – в баночках. Машины оборудованы системой «Лифт» для бережной выдачи товара. Ограничить фантазию предпринимателей может только закон Российской федерации.
Воплощать задуманное заказчиком начинают в проектном бюро. Выпускники Академии приборостроения и Университета технологии и управления работают над новыми моделями.
«Конкретно эта модель будет предназначена для продажи воздушных шаров. Я разрабатываю баллон-бокс, который выполняет функцию надувания шариков. Человек совершает покупку шарика, потом надувает его гелием», – объясняет Ирина Фирсанова, конструктор компании VendShop.
«Это автомат предназначен для продажи букетов. Здесь есть углубление, куда целиком помещаются букеты, – рассказывает конструктор Андрей Захаров. – Розы с черенками по полметра, конечно, не поместятся – это просто нерентабельно. Основная трудность – защитить цветы и, возможно, кондитерские изделия, которые тоже можно так продавать, от пользователя. Для этого предусмотрены различные защитные элементы и створки, которые закрываются полностью самостоятельно, без участия пользователей».
Ещё одно ноу-хау посадских производителей торговых автоматов – оснащение их холодильным оборудованием.
«Главное, чем мы гордимся, – это разработанная нашими инженерами функция Snack Fresh Pro, которая позволяет температуру около ноля градусов поддерживать на всех полках», – отмечает Михаил Хомицкий, мастер холодильного оборудования компании VendShop.
Программное обеспечение тоже пишут на месте. Из последних разработок – возможность следить за своим бизнесом онлайн.
«С помощью телефона или любого другого гаджета вы можете видеть, какими номиналами оплачена покупка. Так, например, вы видите, что покупатель оплатил шоколадку ценой в 50 рублей пятью монетами по 10 рублей. Это поможет разрешать возможные конфликтные ситуации», – поясняет Алексей Водопьянов, директор по развитию компании VendShop.
Можно также предусмотреть блокировку ячейки, если у продукта истёк срок годности.
Аппараты-продавцы всё чаще встречаются на пути покупателей. Для туристического Сергиева Посада, наверное, актуальны автоматические продавцы сувениров. А вот крупные торговые центры охотно пускают на свои площади оригинальный вендинг.
«Им интересно, чтобы в торговом центре автомат был необычный. Чтобы люди фотографировались с ним», – говорит Татьяна Шубина, руководитель отдела рекламы и PR компании.
Стоимость аппаратов-продавцов – от нескольких десятков тысяч рублей до нескольких сотен. Посадский производитель поставляет свою продукцию не только по России, но и в Белоруссию, Казахстан. Интересуются поставщиками из России и западные предприниматели. Курс доллара делает цену аппаратов привлекательной для зарубежных партнёров.
Сегодня в компании трудятся 30 человек, преимущественно жители района. На производстве полный цикл – от подготовки металлических корпусов до программирования. Создатели компании уверены – у автоматов большое будущее.
Сегодня