Впервые мы встретились с Артуром Никитенко летом 2011 года, когда о тайском боксе в Сергиевом Посаде почти никто не знал. Именно тогда в небольшом зале в микрорайоне Ферма начала работать первая секция муай тай. Артур готовился к большому спортивному будущему и не задумывался о том, что станет старшим тренером федерации тайского бокса Сергиево-Посадского района, а также тренером клуба «Воин» и спортивной школы «Центр».
Как начинался и развивался в Сергиевом Посаде тайский бокс, и почему Артур Никитенко предпочёл спортивной карьере работу тренера? Корреспондент газеты «Вперёд» вновь встретился на тренировке клуба «Воин».
— Артур, ты — один из основателей тайского бокса в Сергиевом Посаде, как и когда всё началось?
— Никогда и нигде об этом не говорили, поэтому сейчас будет эксклюзив! Сразу скажу, что я спортом занимаюсь с раннего детства. В школе имел юношеские спортивные разряды по теннису, баскетболу, лёгкой атлетике, футболу. Как начал заниматься тайским боксом? Всё началось в 2010 году летом на стадионе на Ферме. Мы с друзьями ходили заниматься в «качалку» и бегать на стадион. Я вспомнил, что мой бывший одноклассник Тимур Исмаилов, который на тот момент уже жил в Москве, профессионально занимался тайским боксом, выиграл чемпионаты Москвы и России. Я позвонил ему и предложил провести для нас тренировку по тайскому боксу. В Сергиевом Посаде этот вид спорта был неизвестен. Тимур согласился. Я арендовал зал возле бассейна на Ферме, позвал друзей.
— Много было желающих познакомиться с тайским боксом?
— Человек восемь пришли. Мне тайский бокс сразу понравился! Я перепробовал много видов спорта, в том числе ударных, и мог сравнить. Тимур решил развивать тайский бокс в Сергиевом Посаде. Уже в августе мы начали искать помещение. В итоге арендовали зал в доме быта недалеко от бассейна. 9 сентября 2010 года прошла первая тренировка. Пришли те же ребята. Мы начали расклеивать объявления о наборе в группу тайского бокса. Специально на листовках писали «Муай тай», чтобы заинтересовать людей. Сработало «сарафанное радио», и через месяц в группе занимались почти 30 человек. Все взрослые, детей пока Тимур не брал.
— Ты тоже тренировался?
— Да, через полгода надо было уже пробовать себя на соревнованиях. На первый турнир поехали в Москву в Медведково. От Сергиева Посада участвовали 3 человека. Первый бой я проиграл. Я хорошо помню первые свои выступления — самые эмоциональные бои были. Там, как на улице — всё подряд выполняешь: что умеешь, что не умеешь.
— Какие бои запомнились больше всех?
— Когда начал побеждать не только физически, но и голову включать. Это были чемпионаты Московской области и другие официальные соревнования, где соперники были равные или более сильные в физической подготовке. Надо было думать, как обыграть соперника, разгадать его раньше, чем он раскроет твою тактику боя. Обычно в первые минуты получается понять манеру ведения боя, что больше работают — руки или ноги. Но иногда у меня уходил целый раунд для того, чтобы раскрыть соперника. Он тоже думает, тоже прячет что-то. Начинается «игра в шахматы». Без головы в ринге нечего делать. Если не развивать ум, то можно дойти до определённого уровня и остановиться в развитии. Запоминаются тактические бои. Когда идёт чемпионат или первенство, своего будущего соперника можно увидеть в другом бою, узнать его сильные и слабые стороны.
— Бывали случаи, когда противник «раскусил» тебя раньше, и ты уже не мог ему противостоять? Что в таких случаях делал?
— Есть определённые заготовки — такие удары, которые у спортсмена стопроцентно получаются. У меня это удар ногой с разворота. Был однажды такой бой, третий или четвёртый в моей спортивной карьере. Тогда ещё было четыре раунда по 2 минуты, это в 2012 году правила изменились, и стало три раунда по 3 минуты. Так вот, первый раунд был очень ровный, а во втором я пропустил правый прямой удар и сел на колено. Мне отсчитали нокдаун. По правилам, чтобы догнать соперника, мне надо было, как минимум, провести удар, который провёл бы к нокдауну противника. В третьем раунде мне не удалось это сделать. А за 30 секунд до окончания боя я «фирменным» ударом с разворота попал в корпус сопернику. В итоге — у него нокдаун, у меня — победа в бою. Определённые наработки, которые любит спортсмен, которые лучше всего у него получаются, иногда могут спасти бой.
— Были какие-то особенно яркие победы?
— Все бои, заканчивающиеся победой, для спортсмена яркие. То, что спортсмен проходит во время подготовки к бою, это огромный труд и испытание, большие физические и эмоциональные затраты. Чего только стоит согнать вес. Подготовка к соревнованиям — огромный труд. Поэтому, когда в конце боя поднимают твою руку, неважно, какой это бой — 3-й или 53-й — эмоции захлёстывают. Я помню все выигранные бои, особенно выигранные нокаутом. У меня половина побед — досрочные.
— Раз мы начали говорить о подготовке. Бывает, что к бою спортсмен подходит морально и физически истощённым?
— Бывает неправильно подобранное питание, неграмотная «весогонка». В моей карьере спортсмена был случай, когда после 20-дневных сборов мне предложили полупрофессиональный бой в Мытищах. По всей видимости, кто-то отказался, поэтому искали замену за 4 дня до боя. Тимур предупреждал, что не стоит рисковать. Но я согласился участвовать по весовой категории 81 кг, а сам весил 86. Пришлось за три дня сгонять 5 кг. Организм был истощён сборами и сгонкой веса. В итоге я проиграл. С одной стороны, в карьере взрослого спортсмена должны случаться «экстренные» ситуации, чтобы организм смог быстро адаптироваться. С другой стороны, этот опыт я применяю в своей тренерской деятельности. Знаю, что подрастающий организм такому стрессу подвергать нельзя. С детьми работаю грамотно. Как раз подготовка спортсменов, основанная на моём опыте и на знаниях, дала отличные результаты в этом году. Мои воспитанники привезли 5 золотых медалей первенства России. Ребята проделали огромную работу ещё тут, в Сергиевом Посаде, и уже на самих соревнованиях. Мы стояли у ринга и смотрели бои наших будущих соперников. А по вечерам нарабатывали тактику, уже зная манеру ведения боя, увиденную на ринге.
— Почему ты закончил карьеру спортсмена и ушёл в тренерскую деятельность?
— Тайский бокс стал очень популярным в Сергиевом Посаде, и Тимур уже не успевал физически вести все группы. На второй год существования клуба «Воин» открылась женская группа, а на третий — детская. Было принято решение начать тренировать и параллельно выступать. Я продержался один год. Совмещать карьеру тренера и спортсмена невозможно, кто бы что ни говорил. В чём-то начинаются промахи. Я в бою чувствовал, что не дорабатывал. Я сделал упор на воспитание спортсменов, тем более, что дети уже давали результаты. Не мог я их бросить. Это был конец 2013 года. Свой последний бой я выиграл — соперник сломал о меня ногу.
— Сколько воспитанников сейчас у тебя?
— Больше 200. В возрастной категории от 5 до 8 лет около 100 человек и в возрасте от 8 до 17 лет чуть больше.
— Сложно работать с детьми?
— Сначала было трудно — изучал литературу, детскую психологию, в 2016 году получил физкультурное образование. Из-за того, что сам занимался спортом с 8 лет, имею представление и о физическом развитии ребёнка, и о спортивной медицине. Составил программы для детской группы. Тренировки для самых маленьких включали в себя ОФП, растяжку, игры с элементами тайского бокса. Очень важно поиграть с детьми, чтобы заинтересовать. Я всегда ориентируюсь на эмоциональное состояние воспитанников. Иногда приходится менять программу тренировки в течение занятия. Такое часто происходит по пятницам, когда дети уже уставшие. Тогда надо вызвать у детей азарт! Перед тренировкой мы обязательно общаемся, потом начинаем спортивные игры. Когда дети немного «зарядились», уже начинаем заниматься. Детям такой подход очень нравится, они бегут на тренировки!
— Когда впервые увидела в ринге пятилетних малышей, немного смутилась. Разве в этом возрасте ребёнок может разграничить спорт и драку?
— Одно из условий нашей программы — объяснить ребёнку, зачем он к нам пришёл. Первые 5-7 минут мы общаемся, устанавливается диалог между детьми и тренером. Мы обсуждаем, где можно применять навыки, полученные на тренировках, а где нельзя. Иногда через игру стараюсь им донести информацию — так ребёнок лучше запоминает.
— Ты строгий тренер?
— Я ни разу не повысил голос на своих воспитанников. Всегда получается наладить контакт с каждым ребёнком. На тренировке стараюсь сделать так, чтобы было интересно. Например, упражнения дети лучше выполняют, если что-то держат в руках — гантельки или мячики. Я как-то поймал эту «волну». У меня бывают группы по 35 пятилеток. Родители смотрят и удивляются, почему такая дисциплина. А я объясняю, что с дисциплины у нас всё начинается. Первые тренировки мы учимся именно дисциплине, чтобы не тратить потом время на крики, наказания и прочие разборки.
— Как же дисциплинировать хулигана?
— Тут срабатывает ощущение коллектива. Бывает, мне родители жалуются, мол, ребёнок дерётся, хулиганит. Когда он попадает в команду, становится её частью и начинает вести себя также, как и все другие спортсмены из группы.
— Как долго ребёнок учится элементарным навыкам?
— Очень всё индивидуально. Есть дети, которые после полугода занятий могут выйти в ринг, а другим надо год-полтора. Лично я считаю, что должен пройти год, как минимум, до участия в соревнованиях.
— Насколько важно ребёнку принимать участие в соревнованиях?
— Это ключевой вопрос при выборе спортивной секции. Неважно, единоборства это или игровые виды спорта, спортсмен должен участвовать в соревнованиях. Если тренер не вывозит воспитанников на соревнования, о такой секции лучше забыть. Сейчас наши спортсмены зачислены в спортивную школу «Центр», что существенно облегчило участие в первенствах. До этого мы ездили на свой счёт. Тратили деньги и силы, но зато вложили в результат.
— Нужны ли индивидуальные тренировки?
— Я считаю, что для начала ребёнок должен заниматься в группе. Когда мы готовимся к серьёзным соревнованиям, после групповой тренировки, я оставляю несколько ребят, у которых «усиленная» программа. Мы готовимся к первенствам и чемпионатам в таких мини-группах и в индивидуальном порядке.
— Сейчас победители первенства России готовятся к первенству мира?
— Спортсмены из Сергиева Посада — Артемий Новиков, Даниил Никифоров, Анастасия Чиркова и Яна Годынюк — выступят на первенстве мира по тайскому боксу в сентябре в Анталье. Они вернулись с непродолжительных каникул и сразу поехали на десятидневные сборы в Анапу, где и началась активная подготовка.
— Придерживаешься спортивного режима?
— Спорт у меня в крови. По вечерам после тренировок занимаюсь, бегаю, в баню хожу. Часто спрашивают: как у тебя хватает сил? Если бы не результаты детей, у меня не было бы стимула развиваться самому.
Дарья Трофимова