Когда маленький Вадимка подрастёт, он, конечно, узнает, за что у его папы Орден Мужества. Вадим Трофимов, боец Сергиево-Посадского ОМОНа, 2 марта 2000 года в составе отряда попал в засаду в Старопромысловском районе Грозного. Это была его третья командировка.
Начали стрелять – думали, подольские встречают своеобразным салютом. Но Сергей сообразил быстрее, толкнул меня в плечо: «Вадим, быстрее из машины!» Судя по тому, как вошла снайперская пуля, целили в меня сидящего. Но я повернулся к двери, дёрнул ручку, пуля вошла мне в ногу, пролетела вдоль кости и вышла на бедре, выдрав кусок мяса. Слышу звон, повернул голову, в лобовом – дырка, водитель убитый на руле, наш Урал встал, – Вадим Трофимов, кавалер Ордена Мужества
Это съёмки 2000 года. Вадима выписали из госпиталя на коляске. Родственникам сказали, если выживет, – а Вадим получил ещё два осколочных ранения головы – через год привозите на повторную операцию. Через год Трофимов пришёл к врачам своими ногами.
Главврач выходит, я стою. Он посмотрел на ноги, в глаза: «С девчонками поговоришь – зайдёшь ко мне»... Помогали друзья, близкие, ребята из отряда, друзья по жизни много помогали, – Вадим Трофимов
События 2 марта 2000 года громом пронеслись по Сергиеву Посаду. 16 погибших на месте, один человек скончался от ран. Огромные потери – 17 человек. За 10 лет Афганистана мы потеряли 18 земляков. Город был потрясён. Прощание прошло в Троице-Сергиевой лавре. Погибшие бойцы и их командир посмертно награждены Орденами Мужества.
Оставшиеся в живых бойцы возвращаются домой. Через полгода в Пересвете на месте дислокации отряда появляется первый памятник. Вадиму Трофимову помогают приехать. Он тоже идёт с цветами к гранитному мемориалу. Через год на улице Глинки поставят мемориал, посвящённый всем погибшим в локальных конфликтах. С тех пор каждое 2 марта здесь собираются люди.
Вадим Трофимов живет с семьёй на пенсию по инвалидности. Ему дали вторую нерабочую группу. Раз в год ложится в госпиталь на реабилитацию. Говорит, конечно, государство помогает, но всего, что положено, приходится добиваться. Много времени проводит с детьми – Полине 4 года, младшему, Вадику, – годик.
Иногда бывает вредный, честно говоря. А вообще, хороший муж, плохого ничего не скажу, – Алина Трофимова, жена Вадима Трофимова
25 февраля бывшие сослуживцы приехали в Старопромысловский район под Грозным, где был расстрелян ОМОН. Поразило, как мало то расстояние, которое не доехала колонна до места расположения.
Вспоминая и анализируя, думаю, наши ОМОНовцы там были нужны, чтобы это дальше не расползлось по нашей стране. То, что с нами произошло – это была хорошо спланированная провокация, – Вадим Трофимов
И через 20 лет виновные в той трагедии не установлены. Вопрос, кто подставил ОМОН под расстрел, остаётся открытым.