Одна буква — одна карточка. Каждая перечисляет пять объектов, имён или историй, связанных с Сергиевым Посадом. На лицевой стороне напечатана картинка, на обороте текст, всего 135 сюжетов. Карточки складываются в аккуратный набор открыток, и для одних он станет путеводителем по новому маршруту, а другим заново откроет родной город.
Набор «Посадский алфавит» придумала и напечатала жительница Сергиева Посада Ольга Попова. Проект некоммерческий: первое — деньги в издание вложила сама Ольга и её семья, и второе — место в новом путеводителе купить нельзя. Это отличает его от многих современных туристических справочников и карт, когда возможность заработать на рекламе иногда становится для авторов чуть ли не главной причиной, по которой они затевают издание.
Да и многие из героев нового издания вряд ли способны заплатить за рекламу. Возьмём, к примеру, олимпийского мишку. «Что меня лично больше всего удивило в работе? История мишки, талисмана Московской Олимпиады, который, как выяснилось, родом из Посада, тогда ещё Загорска. Когда я искала объекты на букву «О», нашла его историю. Оказалось, его делали на нашем НИИ резиновой промышленности на Смене и доводили до ума там же, чтобы он был устойчив в воздухе. Очень многие, наталкиваясь на эту историю, точно так же удивляются», — говорит автор открыток.
Ольга работает в сфере туризма, а вместе с этим последние пять лет проводит в Сергиевом Посаде и окрестностях «Тотальный диктант» — акцию, где каждый может сесть за парту и проверить грамотность вместе с такими же обычными, и порой довольно взрослыми, людьми.
«Я человек пишущий, связь с буквами у меня давняя, так что и диктант, и просто любовь к русскому языку — всё это в известной мере подсказало идею. Это проект на стыке культуры, образования и путешествий», — говорит она.
Неформальный — в том числе и в стиле иллюстраций — путеводитель наверняка станет ещё одним сувениром из Сергиева Посада. По содержанию получилось прикладное руководство, чем занять себя в городе, а по форме — забавная, яркая и необычная вещь, с первого взгляда вызывающая эмоции.
Проект мог стать книгой: там есть иллюстрации и есть текст, но идея с открытками показалась автору более привлекательной и менее шаблонной. Карточки можно разложить на столе, увидеть их одновременно или поиграть, составляя слова. Это даёт простор фантазии, делает новинку интересной и детям, и взрослым.
То, чем занимается Ольга, сама она называет «нескучным краеведением» — рассказывает об истории города не академично и с расчётом на новую, иногда неподготовленную, аудиторию, которая прежде в такие глубины не погружалась.
Иллюстрации создала Анастасия Финк — автор живёт в Москве, но её муж родом из нашего города, и Сергиев Посад им не чужой. Первые наброски сделали за неделю, хотя работа — от задумки до типографии — заняла полгода.
Появление такого издания, в котором достопримечательности подбираются под букву, наталкивает на вопрос — надо ли искусственно придумывать сувениры и бренды для Сергиева Посада, как это сделали многие другие города России? То один, то другой начинают вызывать образы из прошлого, когдато приносившие ему славу: подмосковная Коломна и тульский Белёв сделали ставку на пастилу, Краснодар возрождает чайный промысел, а множество городов и городков расхватали сказочных персонажей, чтобы объявить себя их родиной — хоть Снегурочки, хоть Водяного. «Все знают посадскую матрёшку, богородскую игрушку, но даже они ещё недостаточно раскручены», — предлагает не торопиться с новыми брендами Ольга Попова.
И ещё вопрос: какие старые стереотипы о Сергиевом Посаде ещё живы в сознании наших гостей, и что позволяет нам сегодня опровергать эти представления?
Маршруту «Золотое кольцо» полвека, напоминает Ольга: «Но многие по-прежнему думают, что Сергиев Посад — город одной достопримечательности, и на один день. Мы должны изменить это представление». В числе её аргументов: за несколько лет город стал чище и комфортней, открылось много частных музеев, все гостиницы прошли классификацию, получив своё число звёзд и гарантируя определённый уровень сервиса.
Это ещё один проект из числа появившихся за последнее время, которые показывают, что в окрестностях много интересного, кроме Лавры. Конечно, создатели не могли обойти вниманием обитель Преподобного, но многие объекты появились в поле зрения читателей если не впервые, то словно вынырнув из тени с лёгкой руки авторов: «Первое, что мы хотели сказать этим проектом — мы ещё очень многое не знаем про окрестности и про самих себя».
Ознакомиться с открытками можно на сайте alfavitsp.ru.