На днях в «Театральном ковчеге» прошёл открытый публике генеральный прогон спектакля «Достиг я высшей власти. Картины смутных времён». В основе спектакля две драмы – «Борис Годунов» Пушкина и пьеса «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» Александра Островского. Восемь картин, по четыре на каждого героя спектакля – Бориса Годунова и Григория Отрепьева.
«Это смена власти. Падение одного, возвышение другого. Такое параллельное, обратное движение», – поясняет Вячеслав Смирнов, художественный руководитель театра-студии «Театральный ковчег», режиссёр-постановщик спектакля.
Почему «Борис Годунов»? Время заставило? Назрело поговорить о власти и её природе? Как стыкуется с сегодняшней Россией?
«Конечно, актуально, – отвечает режиссёр. – Борьба за власть часто приводила Россию на грань катастрофы. Это было не однажды в нашей истории. Было три момента, когда государство разваливалось. И во многом это зависит от борьбы за власть, от тех людей, которые приходят к власти, и от того, с чем они приходят. Мне хотелось поговорить о природе этой страсти».
Спектакль «Достиг я высшей власти» создаётся в рекордные сроки. Работать над ним начали в марте, и вот уже идут генеральные прогоны.
Хотя, как говорят в театре, Вячеслав Смирнов давно задумал спектакль. Но только сейчас, благодарю тому, что театр попал в программу поддержки провинциальных театров и получил грант на постановку, появилась возможность создать костюмный спектакль и нанять художника-постановщика из Санкт-Петербурга Кирилла Пискунова.
Как говорит сам режиссёр спектакля, сотрудничество с профессионалом, работающим с федеральными театрами, полезно для труппы «Театрального ковчега». Это новый взгляд на театр, это новый опыт.
«Камерное пространство дает стимул как-то вписать сюда то, что сложно вписать, – делится Вячеслав Смирнов. – Это требует нахождение какого-то решения, нужно исхитриться».
Схема спектакля такая: восемь картин, они соединены комментариями, подлинными текстами Смутных времён летописца Авраамия Палицына. Тексты читает режиссёр спектакля Вячеслав Смирнов. Восемь картины как бы сцепляют пластические сцены в исполнении четырёх шутов в красном. Они предваряют картины, в пластическом танце заложен подтекст происходящего.
В финале спектакля Пушкина сменяет Островский. И мы видим на троне Лжедмитрия I.
«У Пушкина нет момента, когда Димитрий воцаряется на царствие, а там как раз есть такой момент. Мне хотелось, чтобы была зеркальность, когда начинается спектакль тем, что Борис восходит на престол, и кончается тем, как на престол поднимается Дмитрий», – объясняет Вячеслав Смирнов.
Художник-постановщик Кирилл Пискунов впервые работает над спектаклем в Сергиевом Посаде, но с «Театральным ковчегом» у него давний союз. Кирилл дважды был в жюри фестиваля «У Троицы» – фестиваля, который задумал и проводит «Театральный ковчег». По его словам, он ждал приглашения к сотрудничество, и вот оно случилось.
«Конечно, изначально не предполагал, что получится поработать именно с Пушкиным на этой сцене, я думаю, что это какой-то счастливый случай. Ведь Пушкин – наше всё», – говорит Кирилл Пискунов.
Художнику важно найти образ. И тут необходимо учитывать параметры зала и сцены, эпоху, масштаб событий.
Декораций немного. И, похоже, столы, стулья, трон, – всё это не главное, главное – расколотый колокол, как бы парящий над сценой. Он стал символом кризиса власти.
«Когда ты ходишь по святым местам, и не только здесь, в Сергиевом Посаде, а в любой точке мира, в тебе откладываются образы, они накапливаются. Сейчас у меня попытка первый раз, именно в этом материале, какие-то образы вытащить и воспроизвести их на сцене», – поясняет художник Кирилл Пискунов.
Спектакль «Достиг я высшей власти. Картины Смутных времён» посадскому зрителю покажут на Четвёртом фестивале «У Троицы» в июне. Он будет участвовать в конкурсной программе фестиваля. Далее театр поедет с ним на гастроли.
Но это планы, а пока работа над спектаклем продолжается.
Сегодня