Сергиев.ru

Спортивное созидание 2.0

Спортивное созидание 2.0

“Как вы думаете, на сколько вот такой двигатель поднимет ракету? — хитро спрашивает у меня замдиректора центра “Юность” Сергей Корпушов, держа в руках цилиндр размера сигаретного фильтра. — Сто пятьдесят метров”. Для сравнения, высота девятиэтажного дома это 30-32 метра.

Нашу экскурсию мы начали именно с “цехов” сборки в клубе на Ново-Загорском проезде. Ракеты внешне разделяются на два типа: бумажные и стеклотканевые. Сначала всё не так впечатляет, как модели кораблей, но когда тебе объясняют технологию, будучи гуманитарием, пугаешься.

Кратко звучит так: наматывается стеклоткань с эпоксидной смолой на болванку, потом полируется, покрывается лаком, делаются стабилизаторы, двигатель и различные устройства для “спасения” (о них позже), а потом всё собирается. Звучит просто, только на всех этапах от расчёта до, собственно, создания модели должна быть жёсткая точность — никаких ошибок вплоть до тысячных долей, малейшая неточность в размерах или в весе повлечёт за собой печальные последствия. Из-за всех технических сложностей, каждая ракета собирается примерно неделю, на соревнования участники для себя заготавливают где-то десять-двенадцать. Кроме того, материалы, из которых изготавливается модель, тоже специфические. Например, для создания стабилизаторов используется древесина бальзы, вес которой на 100 кубических сантиметров составляет всего 12 г, растёт это самое лёгкое дерево в мире в Южной Африке, а продаётся в Германии.

Прикидывая в голове цену за такой материал, спрашиваю о стоимости занятий в клубе. Сергей смотрит на меня непонимающе — кружок бесплатный. Отойдя от шока, общаюсь с Ильёй Заикиным — лауреатом премии губернатора Московской области и призёром многих всероссийских соревнований по ракетомоделированию, который при нас доделывает один из своих “снарядов”. Оказалось, что визуальное разделение ракет на два типа крайне поверхностно — на самом деле их двенадцать. На близящиеся соревнования Илья готовит четыре класса моделей: S3, S4, S6 и S9. Все эти классы соревнуются в продолжительности полёта, а вот их различие заключается в системе спасения — мало того что ракета должна пролететь, необходимо чтобы она вернулась. Парашюты, ленты, винты, роторы отправляются внутрь корпуса, чтобы обеспечить приземление, и всё при условии, что модель должна быть очень-очень лёгкой для продолжительного полёта.

Помимо продолжительности, есть категории моделей, которые соревнуются в высоте или реализме, а также класс моделей-копий (S5, S7 и S11). Их мне показывают последними. Помимо критериев, совпадающих с судомодельным спортом (функциональность, точность, детализированность), модель ещё оценивают по размеру: масштаб должен максимально совпадать с реальным прототипом. Ракеты-копии, кроме стендового показа, тоже соревнуются в продолжительности и высоте полёта.

Сергиево-Посадские ракетомоделисты побывали уже на многих чемпионатах не только России, но и Европы, и мира. На входе в “Юность” на Ново-Загорской можно увидеть огромный стенд с кубками, и это только часть, остальные лежат в местном музее, в бухгалтерии, по разным полкам в здании.

Кружок существует уже пятьдесят два года. До своей кончины в прошлом году ребят обучал один из создателей центра “Юность” Иван Матвеевич Лукьянов, по выражению Сергея Корпушова — “совсем ракетчик”, работал с Королёвым. Неудивительно, что почти 90 процентов воспитанников после такой ракетной школы отправляются учиться в МГТУ им. Баумана и другие высоко-уровневые технические вузы. Некоторые, закончив работать с копиями, начинают активно трудиться над настоящими ракетами, создавая как космические, так и военные прототипы. Кто-то из воспитанников остаётся именно в спорте. “Я сам пришёл сюда в шесть лет, — вспоминает Сергей, который, помимо замдиректора “Юности”, является ещё и заслуженным мастером спорта по ракетомоделированию. — Так и остался”. За эти годы были воспитаны десятки мастеров спорта, в том числе и международного уровня. Сейчас в клубе занимается примерно 250 ракетчиков, несколько из них входят в сборную России.

Иннокентий Майоров, фото Сергея Семенькова

Фото @ Сергиев.ru