Белые Боги

БЕЛЫЕ БОГИ - древнее строение непонятного назначения, расположенное в урочище около села в местечке Белые Боги. Считается, что здесь в глухом лесу стоит (или стояло) сложенное из дикого камня правильной формы полушарие около 6 м в диаметре и 3 м в высоту, которое было известно еще П. Семенову-Тян-Шанскому, выдающемуся путешественнику и географу. В XII-XIII веках, по легендам, здесь находился языческий жертвенник, планировка которого напоминает план английского Стоунхенджа.
Описание капища Белые Боги исследователем Алексеем Борисовичем Липкиным:
«.... людская память доносит до нас весть и о древних языческих святилищах.
Одно из них, древнее капище "Белые Боги", располагалось недалеко от Радонежа, в прошлом древнейшего славянское поселения, от которого остались сегодня сельцо да городище. Точное местонахождение святилища сегодня забыто, но упоминание о нем мы встречаем в материалах польского археолога и этнографа Ходаковского, побывавшего в этом месте.

…В Дмитровском Уезде, бывши в селе Городок, которое прежде называлось Радонежью, узнал я весьма редкое название.
…Доброхотный тамошний священник и несколько старожилов завели меня к насыпному своему городку и рассказали все урочища вокруг себя. Не доставало только одного, которое имело бы в начале или в конце слог “Бог” или “Буг”. Долго собеседники мои не могли вспомнить. Напоследок один из них сказал: “есть название, похожее на бога; но это не в нашем владении, а может, и не пригодится Вам; оно смежно с нами и не дальше одной версты от этого городка”. Молодая женщина, которая за отсутствием мужиков привезла меня с большой дороги в соседний городок, знала также про "Белые боги" и завезла меня к ним.. Осмотрел я сие место; оно в прекрасном положении, близ раздолья или лощины, которое отделено от урочища, называемого Могильцы.»

По одной из версий это место получило своё название по имени языческого Белбога, входившего в пантеон древнейших богов, который являлся воплощением добра. Идола Белбога, по некоторым данным, волхвы устанавливали на возвышенности и вымаливали у него защиту от противоположного Чернобога.
Они (Белбог и Чернобог) вместе со своим отцом Свантевитом (богом богов) составляли образ Триглава (триединого божества), представляя тем самым образ славянской языческой системы мироздания, объединяя воедино мир горний (правь), мир людей (явь) и мир мертвых (навь).
Есть вероятность того, что здесь существовали и другие святилища - святилища Свантевита и Чернобога.
Если мы вспомним о названии "городка", вблизи которого и должны находиться "Белые Боги" - Радонеж, то столкнемся с еще одним из славянских богов. Это Радегаст - бог совета, оставивший в память о себе достаточно много следов на географической карте (в том числе и Радонеж). Некоторые исследователи языческих традиций славян делают предположение, что Свантевит и Радегаст - есть одно лицо, один бог.

Радонежье отвечает необходимым условиям для образовании капищ и жертвенников. Условиями этими можно считать расположение в непосредственной близости к поселениям излучин рек, определенные геофизические условия: наличие грунтовых вод, пересечения водяных жил, кольцевых структур и геологических разломов. Снимки из космоса, анализ точек расположения древних городищ, святилищ, церквей и монастырей, рассказы о местах, имеющих необычные, аномальные свойства, местная топонимика - подтверждают эти особенности.
Считается, что жертвенники могли находиться на месте нынешней церкви Преображения Господня. Замена языческих святилищ на православные церкви с приходом христианста происходило на Руси повсеместно. Согласно летописи, основу этому процессу положил князь Владимир (988 год) - «…приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры».
Кроме легенды о «Белых Богах», существует предание, что на территории Радонежья до сих пор сохранилось культовое дерево - дуб с магическими символами и обрядовыми украшениями, возле которого в определенное время собираются посвященные - волхвы, несущие в памяти своей древние обычаи и заветы наших далеких предков. Место это никак не обозначено для непосвященных, более того, говорят, что на подходе к нему «недобрый заплутает, случайный пройдет мимо, не отметив ничего необычного, и только человеку с добрым сердцем и чистыми помыслами дерево откроется во всей своей сокровенности».