Трапезная палата

Одним из самых значительных сооружений ансамбля Троице-Сергиевой Лавры является огромная (длиной 86 метров) Трапезная с церковью Сергия (1686-1692), расположенная на южной стороне монастыря.

Она поднята на высокий подклетный этаж, в многочисленных помещениях которого размещались различные хозяйственные службы: кухни, амбары, кладовые, хлебопекарни, столовые для паломников. Открытая галерея – гульбище – окружает здание, вход с которой ведет в обширную трапезную палату на втором этаже, предназначавшуюся для торжественных приемов и церемоний.

С востока к палате примыкает бесстолпная церковь Сергия с тремя полукружиями невысоких апсид, а с юга – малая трапезная палата, где происходили повседневные трапезы монастырской братии.
Наружный вид трапезной отличается исключительным богатством декоративного убранства. По периметру ее фасадов ритмично размещены полуколонны, обрамленные прямоугольными рамами, высота которых равна высоте стен; их кудрявые капители держат сложный многопрофильный карниз с поясом полуциркульных скульптурных раковин. По сторонам огромных светлых окон расположены витые белокаменные колонки, увенчанные сложными фронтонами с вставленными в них иконами.

Гладкая стена, являвшаяся одним из основных элементов архитектуры XVI века, теперь совершенно исчезает: яркая раскраска «в шахмат» синими, красными и зелеными цветами покрывает фасады трапезной сплошным узорчатым ковром. Несколько измененное чередование цветов на криволинейных поверхностях апсид церкви (вместо синего включен белый цвет) ещё более усиливает иллюзию рельефного «бриллиантового» руста. Искусные мастера-декораторы не оставили ни одной детали или свободной плоскости не покрытой каким-либо замысловатым узором, затейливым картушем или филенкой. Там, где нельзя этого было сделать резцом, они брались за кисть, а иногда действовали и тем, и другим одновременно, добиваясь исключительного эффекта, насыщая весь облик здания от его общего объема до мельчайших деталей каким-то особым духом торжественного великолепия.

Главный вход в трапезную против Духовской церкви отмечен высокой сенью открытого «фонарного» крыльца. По обе стороны от входа в пышных обрамлениях с витыми колонками размещены искусно вырезанные тексты, рассказывающие об истории сооружения этой постройки. Эти тексты сообщают, что трапезная заложена в 1686 году и торжественно освящена шесть лет спустя в присутствии «всего государева дома».

Очень интересны массивные кованые двери с ручками-кольцами, качающимися в зубах львиных масок; каждая деталь дверных полотен – розетки в местах клепок, петли, ручки, замки – служила мастерам поводом для создания искусного чеканного узора.

Не менее пышно отделаны и интерьеры здания. Притвор, или сени ведут в просторную, залитую светом трапезную палату, площадь которой составляет 510 кв.м., а высота в зените свода 9,8 м. В те годы это было самое большое помещение на Руси, перекрытое сводом без промежуточных опор. Крупные по рисунку и сочные по формам скульптурные картуши и вставки из растительных мотивов украшают своды этой палаты, а переходы в малую трапезную и церковь обрамлены порталами с парными витыми колонками.

Существующая отделка трапезной относится к концу XVIII века. В одно из посещений монастыря императрица Екатерина II, осматривая палату, распорядилась расписать ее «живописным художеством». Для этой работы был приглашен А.Н. Яновский с группой живописцев.
Роспись трапезной обновлялась и переделывалась много раз. В 1846 году митрополит Филарет предписал изменить сюжеты картин на исторические, поясняя, что «символические изображения внесены в церковь не по духу церковных постановлений и не на пользу народу, который их понимает». Последующие обновления также внесли свои изменения. 

Фото: Официальный сайт Троице-Сергиевой Лавры.