Красная башня.

В отличие от Пятницкой, Красная башня с главными воротами в Троице-Сергиев монастырь не сохранила своего первоначального вида. Она была существенно перестроена в 1856 году с целью придать большую представительность главному входу к приезду сюда Александра II после его коронации на престол.

Среди ряда предложений перестройки башни был выбран проект архитектора И.А. Малышева, по которому она была значительно увеличена в высоту, увенчана сферическим куполом церковного типа, а к арке ворот приставлен богато декорированный лепными украшениями портал. На боевую башню, оборонявшую главный вход в монастырь-крепость, как бы надели не по росту сшитую придворную ливрею, которую она и носит до сих пор.

Исследования показали, что, несмотря на эту перестройку, первоначальный облик Красной башни легко может быть восстановлен. Ее прежний объем почти не превышал высоту крепостных стен и отличался предельно скромным оформлением: только скупые тяги, украшавшие крепостные стены, переходили в фасады башни, да традиционный киот с иконой отмечал арку входных ворот. При этом основным архитектурным акцентом, подчеркивающим главный вход, являлась не башня, защищавшая вход, а нарядная пятиглавая надвратная церковь Иоанна Предтечи, расположенная за ней. Низкая башня не заслоняла церковь, а своим строгим, подчеркнуто крепостным обликом еще более выявляла торжественную нарядность храма, «осеняющего» вход. Такой вид башни с шатровой кровлей без смотрильни запечатлен на гравюрах XVIII века.

Обращает внимание хорошо продуманная организация системы огня у входных ворот Красной башни. В двух мощных белокаменных контрфорсах по сторонам проезда размещены боевые казематы (теперь они частично закрыты пристроенным порталом).Их амбразуры, видные изнутри каземата, направлены вдоль крепостных стен, фронтально перед башней и в арку входа, непосредственно перед висевшими здесь полотнищами дубовых ворот. Из этих казематов можно было поражать врага как издалека, так и вблизи, если он даже начинал штурмовать затворы ворот. В случае если он срывал первые ворота, его путь преграждали вторые, расположенные с другой стороны башни, и он оказывался зажатым в узком проезде, подвергаясь обстрелу из обоих казематов. За вторыми воротами противника ожидал хорошо простреливаемый замкнутый дворик, а затем еще один проезд под каменной надвратной церковью со своей сложной системой затворов и бойниц.

Стены и своды в проходах ворот под Красной башней и надвратной церковью впервые были украшены стенописью в 1807 году. Из-за постоянной сырости роспись здесь сохранялась плохо, и ее часто переписывали, и даже с изменением сюжетов. Так, в 1857 году палехский иконописец Н.А. Сафонов заново написал здесь 33 фигуры святых, через 30 лет их сменили картины из истории обороны монастыря, а затем – сцены из жития преподобного Сергия (1904). В 1915 году штукатурка в проходах ворот была сделана по металлической сетке на некотором расстоянии от стен, и в ней были устроены отверстия для циркуляции воздуха. Новая роспись повторила те же житийные сюжеты; восстановленная в 1948 году бригадой палехских художников, она сохраняется до сих пор.

Вдоль восточной крепостной стены проходил ров. Откос рва со стороны крепости был одет камнем и кирпичом. При засыпке рва в 1836 году камень сняли и употребили на ремонт цоколя Успенского собора. Против Красной башни через ров был перекинут мост. В его устоях располагались орудийные казематы с бойницами, направленными «по рву на обе стороны». При раскопках 1961 года было установлено, что этот двухпролетный мост хорошо сохранился под землей. Около него были найдены также основания надолб – заостренных бревен, стоявших ранее сплошной стеной вдоль бровки рва с наклоном в сторону поля. Об этих надолбах упоминает Авраамий Палицын, описывая укрепление крепости в период осады в XVII веке. 

Пользователи на сайте