Один кусочек смальты примыкает к другому и появляется задуманное изображение. В мозаичной мастерской «Горноцвет» в работе сразу несколько образов - Спаситель и Ксения Петербургская.
Мы используем сетку для транспортировки в любой город и для монтажа на любую поверхность - Николай Горностаев, руководитель мозаичной мастерской «Горноцвет»
Клей на основе пластификатора надежен и пластичен. Раньше мозаику выкладывали на левкас. В его состав входили известь, кварцевый песок, кирпичная крошка, бычья желчь, куриные яйца и лён.
Выкладываем мозаику по предварительно распечатанному рисунку, печатаем в размер - Николай Горностаев, руководитель мозаичной мастерской «Горноцвет»
История мозаики начинается во второй половине 4 тысячелетия до нашей эры - ее фрагменты найдены в низовьях реки Ефрат. Греки и древние римляне значительно расширили сферу ее применения.
В начале XI века византийская мозаика проникла в Киевскую Русь. Греческие и русские мастера совместно создали уникальные фрески и мозаичные панно, до сих пор украшающие стены Софийского собора.
В России в середине XVIII века искусством мозаики серьезно увлекся Михаил Ломоносов. Гениальный ученый разработал более 100 уникальных образцов смальты и всеми способами старался развить ремесло.
В ХХ веке в СССР мозаика широко применялась в монументальном искусстве. Мозаичные панно украшали фасады жилых домов, дворцов культуры и спорта, вокзалов, универмагов и прочих зданий.
Мастерская «Горноцвет» специализируется на храмовом мозаичном оформлении. Ее основатель Николай Горностаев, как и большинство его коллег, обучались в иконописной школе при Московской духовной академии.
Я училась в иконописной школе на отделении лицевого шитья. Лицевое шитье очень похоже на мозаику тем, что ты работаешь в один слой. Нет возможности доделать что-то, то есть ты должен продумать линию от начала и до конца - Галина Горностаева, мозаичист
Материал, с помощью которого мозаичисты создают свои работы - смальта - цветное, непрозрачное стекло. Опытный мастер может на глаз откусить от кубика миллиметровый кусочек, едва удерживаемый в руках.
Руки страдали поначалу, особенно в работе с золотом. Потом привыкаешь, постоянно работаешь со стеклом, раскалываешь его на мелкие кусочки, вставляешь и не обрезаешься. Волшебство какое-то - Галина Горностаева, мозаичист
Это стекло, окрашенное с помощью оксидов металлов и пигментов. В основном смальта Московского производителя, также есть Питер, Италия. Приходит в брикетах. Бывает мы ее распиливаем на более мелкие кусочки и потом уже колем на камушки - Николай Горностаев, руководитель мозаичной мастерской «Горноцвет»
Десятки цветов, сотни оттенков, тысячи фрагментов, чтобы получилась мозаичная композиция. Смальта не выцветает, не разрушается, изображение сохраняет первоначальные оттенки на протяжении всего существования. Работы мастерской «Горноцвет» можно встретить в Благовещенском храме Серафимо-Дивеевского монастыря, на Афоне, в Санкт-Петербурге.
Мозаичный купол находится в Алатыре, это Чувашская Республика. Для него мы делали макет свода, который повторяет тот свод, что есть там - Николай Горностаев, руководитель мозаичной мастерской «Горноцвет»
Макет остался в мастерской, а сама мозаика уже на куполе храма.
Мы трудились в районе 4-5 месяцев. Было привлечено 5 мастеров. Делим на секторы для того, чтобы мозаику можно было транспортировать. Есть разные виды мозаики. Мы склонны к тому, что между смальтой остается немного воздуха. Есть мозаики, в которых практически нет швов, мы такое не практикуем - Николай Горностаев, руководитель мозаичной мастерской «Горноцвет»
Как правило над проектом работают несколько мастеров. И даже при разделении труда на создание большого проекта уходят месяцы. На фасады мозаику монтируют при плюсовой температуре, зимой не время. Внутри отапливаемого помещения монтировать композицию можно круглый год. Но монтаж - финал работы, а начинается все с творческого осмысления заказа.
Я думаю, как и у любого художника прежде всего должны быть любовь к работе и интерес. Без этого никак. Усердие, терпение и все остальные качества от этого появляются - Галина Горностаева, мозаичист
Работа мозаичиста - кропотлива, но результат этой работы столь долговечен, что мастеру надо каждый фрагмент смальты уложить гармонично.