Российские реставраторы отмечают свой профессиональный праздник в начале июля. В мастерской специалистов музея-заповедника «Абрамцево» кипит работа, впрочем, кипит не совсем верное слово для их кропотливого и зачастую растянутого во времени труда. Уже год художник-реставратор исторического текстиля Юлия Махасевич работает с хоругвью из церкви Спаса Нерукотворного.
«Она рассыпалась буквально по нитям, потому что она была уже реставрирована в 80-е годы XX века на мучной клей. В то время для реставрации, дублирования шелка применяли мучной клей. Со временем, а прошло уже почти 50 лет, этот мучной клей разрушается, — рассказывает Юлия Махасевич, художник-реставратор исторического текстиля 2-ой категории.
Церковь Спаса Нерукотворного была построена в усадьбе «Абрамцево» в 1882 году, тогда же художница Наталья Якунчикова и хозяйка усадьбы Елизавета Мамонтова вышили эту хоругвь по эскизу Василия Поленова.
«Здесь вы уже видите, то, что я подвела в большие утраты. Я тонировала шёлк, красила его, дублировала на бумагу, так как здесь присутствует бумага. Сейчас укладываю шёлк. Ввожу с тоненькой кисти клей и потом электрошпателем укладываю эти кусочки», — объясняет процесс работы Юлия Махасевич.
Сегодня Юлия использует японский клей «Фунори». Его производят на основе водорослей. Применяют с XVII века для укрепления живописи на шелке и бумаге.
Реставратор Анна Малафеева работает с ранними картинами Роберта Фалька. Они датированы началом XX века. Подопечные реставраторов, словно пациенты. Сначала на них собирают подробнейший анамнез, проводят искусствоведческие и физико-химические исследования, все для того чтобы правильно подобрать лечение.
«Чтобы реставрировать картину, надо знать и понимать структуру памятника, из чего оно состоит. Фальк добивался такого интересного сочетания цвета и фактуры за счёт использования разных грунтов. Он экспериментировал с грунтами. У Роберта Рафаэловича можно встретить нехарактерные для XX века подсвеченные грунты, много двухслойных грунтов. Для грунта он мог одновременно использовать как гипс, так и мел, как клей, так и масло», — говорит Анна Малафеева, заведующая сектором реставрации движимых памятников музея заповедника «Абрамцево».
По законам реставрации все вмешательства мастера должны быть обратимы и все подлинные фрагменты, которые можно сохранить должны быть сохранены.
«В музее они, как правило, собираются в какое-то место и хранятся до момента реставрации с тем, чтобы в дальнейшем вернуть их на прежнее место. Зачастую они бывают очень мелкими, приходится потрудиться», — рассказывает Анна Малафеева.
Сложность реставрации этой работы еще и в том, что Фальк писал ее поверх другой своей работы. Так что возвращать фрагменты грунта и красочного слоя приходится с помощью микроскопа.
«В русской реставрации есть опыт переведения живописи на новую основу. Наиболее широко он распространен в Русском музее. Вышележащее произведение переводится на новую основу, а нижележащее остаётся на прежнем месте», — объясняет Анна Малафеева.
Ход реставрации обсуждается и принимается на реставрационном совете. Все этапы фиксируются на фото и описываются в специальном документе — паспорте реставрации. Чтобы спустя век коллега-реставратор смог точно знать, какие применялись материалы, и какие утраты памятника были восстановлены предшественником. Реставратор удивительная профессия позволяющая держать в руках работы великих мастеров и своими руками, применяя навыки и умения, сохранять произведения искусства для следующих поколений.
Автор: Оксана Мирошникова, Сергей Власов, ТВР24