Церковь Рождества Христова

Каменная церковь Рождества Христова, жестоко испорченная в советское время, расположена к востоку от Троице-Сергиевой лавры, в бывшей Верхней Служней слободе. Самое раннее известие о ней содержится в Писцовых книгах 1623/24 гг., согласно которым в слободе находились две деревянные церкви, поставленные на средства монастыря: Рождественская и Двенадцати апостолов с приделом в честь московских митрополитов Петра, Алексея и Ионы.
Храмы эти в течение XVII столетия неоднократно отстраивались заново, причем к концу века Апостольскую церковь сменил храм Иоанна Богослова. Здания церквей, поставленные к тому времени на средства зажиточных троицких слуг, дома служителей, а также церковное кладбище занимали территорию площадью в полторы десятины (1,6 гектара).
Деревянная Рождественская церковь просуществовала до конца 1729 г. В ноябре того же года архимандриту Варлааму "бьют челом... попы и приходские люди" с просьбой вместо обветшавшей деревянной построить одноименную каменную церковь с приделом на том же месте. Вскоре после прошения по указу императора и по приказу Синода было начато строительство каменной церкви "при пособии монастыря", законченное в 1736 г.
Через несколько лет она была объявлена собором, "поскольку церковь... каменная, трехпрестольная и состоит близ самой Лавры..." При ней учреждалось духовное правление (протопопия) всеми приходскими церквями города и 34 окрестными церквями.
Храм построен по той же трехчастной схеме, что и Пятницкая церковь, однако размерами значительно превышает ее. На фотографии рубежа XIX-XX вв. (более ранние изображения церкви не обнаружены) Рождественский храм предстает в виде массивного двусветного четверика, перекрытого сомкнутым сводом, прорезанным люкарнами (чердачными окнами). Храм венчает небольшой барабан с куполом луковичной формы. Интересной особенностью церкви являются граненые выступы северной и южной стен четверика, главного алтаря и алтарей приделов трапезной. Вероятно, к концу XIX в. от первоначального вида остались только основные объемы церкви и трапезной. Колокольня же была построена заново в 1820 г. Тогда же, по-видимому, изменены декоративное убранство всего здания, перекрытия и фасады приделов. Треугольные фронтоны последних явно не соответствуют криволинейным очертаниям скругленных выступов памятника. В то же время они перекликаются с классицистическим обликом новой четырехъярусной колокольни и общим строгим декором сооружения.
Таким образом, поздние переделки, внесшие явную разностильность в облик церкви, сильно обеднили это интересное и редкое по композиции сооружение, построенное в стиле барокко. По словам известного историка русского искусства А.И. Некрасова, Рождественская церковь "представляет собой любопытнейшее явление перехода от древнего русского искусства к новому".
В настоящее время Рождественский храм утратил свое значение для городского ландшафта. В 1886 г. к нему с запада был пристроен трехэтажный корпус женской богадельни. Позже вид на церковь был закрыт высоким зданием доходного дома.
В 1928 г. община насчитывала 743 человека. Это был главный храм старого Сергиевского Посада, а для жителей Александровской улицы он был и приходским. Построенная в 1736 г. церковь долгое время являлась и одной из самых высоких построек города.
1 сентября 1931 г. власти закрывают церковь Рождества Христова. Ее здание передают фабрике. В феврале 1932 г. начинаются работы по ее переоборудованию под клуб и столовую. А чуть позже значительная часть храма оказалась встроена в пятиэтажное общежитие. На месте выехавшей в новое помещение библиотеки разместилось ФЗУ, которое стало готовить кадры для предприятия. В 1934 г. на комсомольском субботнике было уничтожено старинное Рождественское кладбище. На его месте разбили сквер.
Ныне на фасаде и бывших приделах Рождественской церкви пестрят рекламные вывески располагающихся внутри товаров и услуг.