Мамонтов Савва Иванович

Савва Иванович Мамонтов – выдающийся деятель русской культуры и промышленности, владелец подмосковной усадьбы Абрамцево, строитель железной дороги Москва - Ярославль. Имя этого человека стало символом русского меценатства, образцом подлинного служения отечественному искусству. Создатель Русской Частной оперы и уникального творческого содружества, вошедшего в историю русской культуры под названием Мамонтовского, или Абрамцевского Художественного кружка, Савва Иванович Мамонтов был исключительно яркой оригинальной личностью.

Мамонтов родился в 1841 году в Ялуторовске, лежащем на великом Сибирском тракте. Отец Саввы Ивановича, Иван Федорович, служил здесь по "откупной части". Самое примечательное в Ялуторовске середины прошлого века то, что этот город был местом поселения декабристов, и И. Ф. Мамонтов принадлежал к тем просвещенным сибирским купцам, кто помогал "политическим преступникам". Так что самые ранние впечатления Саввы Мамонтова связаны с волнующими посещениями их дома ссыльными декабристами. И впоследствии в доме самого Саввы Ивановича, по свидетельству его сына, всегда поддерживался "особый культ" декабристов.

Отец Мамонтова развертывал широкое дело, и семья переезжала из одного города в другой, пока около 1850 года не обосновалась в Москве. И.Ф. Мамонтов обладал тонким чутьем нового, пониманием потребностей экономического развития. Он был основателем акционерного железнодорожного общества, проложившего Московско-Ярославскую дорогу, участвовал в разработке первых нефтяных промыслов в Баку. Свойство улавливать новое унаследовал от отца его третий сын Савва, самый знаменитый из восьмерых детей купца Мамонтова. В 1869 году, после смерти отца, Савва Иванович Мамонтов унаследовал все его дела. А за два года до этого он женился на Е.Г. Сапожниковой и зажил своим домом.

Постепенно, помимо коммерческих дел, все больше внимания, времени, средств Савва Иванович стал уделять искусству. Еще в юности он страстно увлекался театром, что послужило даже причиной разногласий между ним и отцом.

Поражает обилие и разносторонность его талантов: певец, музыкант, актер, режиссер, драматург, скульптор, художник-керамист, строитель-путеец, путешественник, миллионер. По собственному утверждению Мамонтова, его главный талант состоял в умении «находить таланты». Действительно, ему удалось собрать вокруг себя лучших художников, музыкантов и актеров того времени – Репин, Поленов, братья Васнецовы, Суриков, Серов, Врубель, Левитан, Шаляпин, Станиславский, Рахманинов, Римский-Корсаков и многие другие… Благоприятная атмосфера мамонтовского дома позволяла оторваться от повседневных забот и возвыситься до подлинного творчества. Благодаря исключительно плодотворным результатам совместной деятельности, Мамонтовский кружок стал уникальным явлением не только в русской, но и в мировой культуре.

В 1970 году Мамонтовы купили усадьбу Абрамцево, бывшее имение писателя Аксакова. На протяжении четверти века после этого его гостями и жителями были многие талантливые люди, цвет русской художественной интеллигенции. Здесь, на "лучшей в мире даче", по выражению И.Е. Репина, сложилась первая в истории России художественная колония, которая объединила единомышленников - энтузиастов нового искусства. В этом смысле Абрамцево с его культом универсализма художника, с его мастерскими, где производили предметы прикладного искусства, мебель, детали архитектурного оформления, может служить исторической параллелью таким явлениям европейской культуры как Понт-Авен во Франции или Ворпсведе в Германии. Мамонтовский кружок выразил очень характерную черту времени - тенденцию к созданию целостной художественной среды.

В 1887 году В.А. Серов написал в Абрамцеве свой самый знаменитый портрет "Девочка с персиками". Редко какое произведение российской живописи обладает столь счастливым сочетанием профессионального артистизма и живого непосредственного чувства. Впечатлениями от природы и обстановки абрамцевского дома проникнуты картины Васнецова - "Аленушка", "Иван-царевич на Сером волке", "Богатыри". В них чувствуется непосредственное воздействие той идеи возрождения национального искусства, которая вдохновляла и других членов кружка. Эта идея воплотилась в создании Абрамцевских мастерских в 1888 году. Художница Е.Д. Поленова при поддержке Саввы Ивановича осуществила тем самым первый практический шаг к сохранению и возрождению кустарных народных промыслов, благодаря чему появилось первое в мире учебное заведение (ныне АХПК), которое до сих пор готовит кадров, прославляющих Абрамцево в своём декоративно-прикладном творчестве.

Одновременно в конце 1880-х годов были организованы и гончарные мастерские, которые дали русскому искусству высочайшие образцы керамики - майоликовую скульптуру М.А. Врубеля.

Благодаря своей подвижнической деятельности, С.И. Мамонтов составил прекрасную коллекцию современного российского искусства. От других коллекционеров и меценатов его отличала необычайная творческая активность. Мамонтов заложил новую традицию в российском театре - создание целостного образа спектакля в единстве текста, музыки и художественного оформления. Первое театральное представление в московском доме Мамонтова было дано на исходе 1878 года; с тех пор спектакли шли постоянно, и Мамонтов сам принимал в них участие. В 1885 году Мамонтов создал Частную русскую оперу - первый профессиональный театр подобного типа после отмены императорской монополии на столичные театры.

Собственная судьба Саввы Ивановича складывалась не так счастливо, как судьба его начинаний в искусстве. В 1899 году он потерпел полный финансовый крах, который сопровождался арестом и конфискацией дома на Садовой. Он пережил расставание с большей частью коллекции, проданной с аукциона, и горечь утраты близких людей. Последние десятилетия жизни Мамонтова прошли в Москве, в небольшом доме, к которому примыкали гончарная и скульптурные мастерские. Российские художники с благодарностью помнили Савву Ивановича. Его хутор "на Бутырках" стал таким же местом паломничества, как некогда дом на Садовой и Абрамцево, хотя Мамонтов, отойдя от дел, не мог уже оказывать другим помощь и поддержку. "Всем, что делал Савва Иванович, тайно руководило искусство" - так сформулировал смысл его деятельности К.С. Станиславский.
 

Пользователи на сайте