Красюковка

В октябре 1917 года одним из последних распоряжений МВД Временного правительства в состав городской черты Сергиевского посада была включена Красюковка, то есть территория современных Бульварной, Огородной и Полевой улиц. Прибежище людей литературы и искусства, зафиксированных не только в отечественных справочниках, но и в зарубежных (в частности, в «Британской Энциклопедии»). А зародился этот уникальный район в последней четверти XIX века и своим появлением обязан человеку, имя которого до сих пор сохранила народная топонимика. Михаил Николаевич Красюк – выходец из многодетной дворянской семьи в Александровском уезде. Военную службу закончил в чине штабс-капитана. Но народная молва возвела его в генералы, а по одной из легенд он был даже «бывшим Екатеринославским генерал-губернатором».
В годы русско-турецкой войны 1877-78 гг. Михаил Николаевич работал в посадском Красном Кресте, а затем до конца жизни (он умер в январе 1907 г.) возглавлял благотворительную организацию – Братство во имя преподобных Сергия и Никона. В то время землей на месте Красюковки владели кукуевские жители. Но земледелие на этих почвах было убыточным, а выпас скота затрудняла железная дорога. И они за гроши продали эту землю Братству. По инициативе М.Н. Красюка участки стали продавать под жилую застройку, под дачи. А сам Михаил Николаевич построил дома себе и двум своим сестрам. Для выполнения работ по обустройству «микрорайона» Красюк пригласил подрядчика Жукова. Именно стараниями последнего был выкопан пруд, насажена березовая роща (в память своего создателя прозванная «Жуковкой») и березовая аллея («бульвар»). Еще в 1943 г. городские власти объявили березовую рощу охраняемой природной зоной, это постановление под давлением общественности было подтверждено уже в 1980-е годы. Березовая роща и березовая аллея, которые легли затем в основу Бульварной улицы – интереснейший природный памятник нашего города.
В 1902-1903 гг. по благословлению старца из Черниговского скита, иеромонаха Варнавы, М.Н. Красюк построил в честь своего небесного покровителя Архангела Михаила церковь с богадельней. Вскоре церковь стала приходской в новом районе. Постройка очень экстравагантна, план начерчен самим Красюком и при внимательном рассмотрении напоминает симбиоз водонапорной башни и железнодорожного блокпоста. Именно поэтому духовные власти долго не утверждали строительную документацию, но, в конце концов, смирились.
Отличала Красюковку, как бы сейчас сказали, «экологическая атмосфера», а также близость к городу, станции и святым окрестностям Лавры. Все это накладывало отпечаток на состав населения. Московская профессура, люди искусства, духовенство. Обосновался здесь ученик К. Леонтьева и издатель его литературного наследия А.А. Александров (1861-1930 гг.). В своем доме, построенном в неорусском стиле, разместил он обширные коллекции, позднее ставшие местным музеем. По завещанию владельца эти ценности передавались городу, и после смерти А.А. Александрова влились в коллекции нашего музея.
Красюковка по административному делению 1920 – нач.1930-х входила в 3-й район. Кроме непосредственно Красюковки, туда же относились и земли, не входившие в нее до 1917 г. – часть ул. Вифанской (Комсомольской) от переезда в сторону Вифании и Карбушинской улицы (тогда – Ново-карбушинская, т.к. Карбушинской считался Карбушинский переулок).
В середине 1920-х город начинает бесплатное выделение под жилищную застройку свободных земель в районе Красюковки. В это же время официально закрепляются названия улиц и переулков – ул. Бульварная, Полевая, Огородная и Красюковская набережная (позднее – Карбушинская набережная). К началу 1930-х ул. Ново-карбушинская становится Карбушинской, Красюковский переулок становится сначала Александровским (в честь коллекционера А.А. Александрова, создателя частного музея), а затем в нейтральный Березовый переулок, формируется Лесная улица. Очень часто в почтовых адресах указывается новое название, и тут же приписывается – Красюковка.
История Красюковки пестрит громкими именами. Исаак Бабель, Андрей Платонов, Алла Тарасова, Джеймс Паттерсон. В 1920-е годы «Третий район» (таково стало советское имя этих мест в 1920-30 гг.) стало прибежищем большого количества «бывших» – представителей аристократических семей. Из них, пожалуй, наиболее изученными (благодаря неутомимым трудам сотрудника краеведческого отдела СПИХМЗ Т.В. Смирновой) стали Трубецкие.
Среди громких имен отечественной культуры, связанных с Красюковкой послереволюционного периода, несомненно, особое место занимает фигура В.В. Розанова. Осенью 1917 года, по рекомендации П.А. Флоренского, он приехал в Сергиевский посад и остановился в доме священника Беляева (ул. Полевая, д. 1). Короткое (лето 1917 – февраль 1919), драматичное, творчески насыщенное, его пребывание в Сергиевом Посаде оставило след в образе «Апокалипсиса наших дней», произведения, написанного и напечатанного тиражом 2000 экз. в нашем городе. Василий Васильевич был похоронен в Черниговском скиту, рядом с философом К. Леонтьевым. А ученик К. Леонтьева, издатель его наследия А.А. Александров, журналист, публицист, поэт-дилетант и коллекционер, в 1920-е годы из своих многочисленных коллекций создал первый в городе частный музей. Особенно были ценны его собрания фарфора. Дом А.А. Александрова на ул. Бульварной сделался важным местным культурно-эстетическим центром, где бывали художники, писатели, другие интересные люди. В 1930 г. коллекции А.А. Александрова, согласно его завещанию, перешли в Загорский историко-художественный музей.
У городских властей «Третий район» был костью в горле, и именно поэтому одной из первых приходских церквей города была закрыта Михайловская. Имевшаяся при нем богадельня в 1918 г. перешла под контроль отдела социального обеспечения. В 1921 г. на базе ее помещения Высшая электрошкола (ВЭШ) организовала на свои средства детский дом для детей голодающего Поволжья. Просуществовал он до осени 1923 г. (т.е. до того, как Электрошкола, уже в звании Академии, уехала в Петроград). Вместо детдома открыли школу первой ступени №3 (позднее она стала начальной школой №13). В 1929 г. была развернута кампания за закрытие храма и использование его под клуб Шелкоткацкой фабрики им. 8 Марта. В январе 1930 г. Михайловская церковь была закрыта, однако фабрика ее не получила. Энергичная заведующая школой О.В. Барыкина добилась передачи всего помещения под школу. Тем более что как раз вышло постановление о всеобщем начальном образовании. Проработала школа до 1971 года. Потом ее сменили медучилище, строительно-монтажная контора, кооператив.
В воспоминаниях и мемуарной литературе отражено пребывание на Красюковке И. Бабеля, актрисы А. Тарасовой, писателя А. Платонова, художника А. Лентулова, многих других людей искусства. Жизнь обитателей Красюковки ярко изображена в дневниках писателя М.М. Пришвина.
На ул. Бульварной находится первый в городе народный памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, открытый в 1985 г. (до этого к 20-летию Победы была открыта мемориальная доска на здании школы №13).
Заканчивается Красюковка большим песчаным карьером, в котором в 1920-50 гг. проводились стрелковые соревнования – сначала среди охотников, а затем спортивных стрелковых команд.
И хотя к концу ХХ века Красюковка утратила немало своих домов (далеко не худших!), ее историческая память жива. В 1990 году Михайловская церковь была возвращена верующим. Тогда же появилась мемориальная доска и на «розановском» доме. Кто-то из детей “серебряного века” заметил: “Форма меняется, дух остается”. И это с полным правом можно отнести к нашей Красюковке.