Посвящается кошке Дульсинее, которую имел честь сфотографировать Сергей Добка - http://www.sergiev.ru/photo/20638
К Дульке
Вдруг вздыбилась шерсть, и мой хвост задрожал, и уши прижались, робея…
Когда лишь взглянул я на Ваши усы, прекрасная Дульсинея!
Вы смотрите гордо в далекую даль и взор не подарите кроткий
Тому негодяю, что смел Вас коснуться искусственной обработкой!..
Опубликовано
08/11/2010 - 19:05
Посадская беседка
- 20:42:14 савл
- 21:08:36 Владимир Пахомов
- 09:07:54 савл
- 20:42:15 Владимир Пахомов
- 21:08:31 GT
- 08:41:51 савл
- 11:15:14 Владимир Пахомов
- 13:54:16 Владимир Пахомов
- 08:34:44 Дамир
- 11:45:56 савл
Комментарии
Мне кажется, кто-то где-то (у нас порой) что-то по поводу стропности говорил, или я ошибаюсь?
Ошибаетесь, любезный друг, Но, какое счастье, что Вы спросили! Я б рад объяснить, а мне все: “Иди ты, Никита Романыч, со своими стихами! Брысь!”
Не “стРопности”, а “стопности”(от слова “стопа”(поэтическая единица), не “стопка”(!!!) - тут надо хитро подмигнуть, но может ли это сделать бедный кот, не одаренный мимикой?) Перед Вами неравностопный амфибрахий усеченный на нечетных строках – ритм очень сложный, но позволяет выделить суть темпом. О запланированности теряющихся слогов говорит их симметрия. Если читать вслух с ритмом, теряющийся слог дает паузу (ах!), которая намекает: “Вот оно, главное!” – у меня это “Прекрасная Дульсинея”. Правильнее было расположить так, но пришлось бы возиться с рифмами:
Вдруг вздыбилась шерсть, и мой хвост задрожал,
И уши прижались, робея…
Когда лишь взглянул я на Ваши усы,
Прекрасная Дульсинея!
У Валерия же на “основное” выпадает скрипящая дверь. Хромающий ритм заметить просто - посчитать слоги, которые спотыкаются совсем не симметрично. “Пред мной” и подобное - добавляют корявости… Для того, чтобы пробовать играть с ритмами, следует сначала изучить простую строку. Если б я знал, что меня постигнет величайшее счастье быть спародированным – сочинял бы попроще!
Но в одном мой храбрый оппонент прав - если убрать из поэзии выразительность, останется одна пошлятина!..
Ээ-э... Прошу прощения, что стопность, стРопностью обозвал, поверьте это безо всякого злого умысла, а токмо вследствие общего Недопития и впечатления от последней беседы с Пилотом... Это у него там стРопы, вертолеты и прочие парашюты. Вот если б перед комментом я принял Стопку с Валерием - то ни за что бы не ошибся!
Теперь по сути. Я ничего не понимаю в неравностопных амфибрахиях, тем более усеченных, впрочем как и в стихах вообще, но на мой непросвещенный взгляд, как-то сомнительно, что ритм по слогам 20-19-20-20 является тем самым усечением на нечетных строках... Может все-таки под усечением понимается что-то вроде 20-19-20-19? Отсутствие симметрии (в том числе и усеченной) - режет слух, ИМХО. Просветите. Безграмотным Стихоплетам и прочим Пародистам будет интересно...
“Безграмотным”… Ах, не травите несчастное животное, которое даже не пустили в Институт!.. Объясню с удовольствием. Только не обижайтесь – сами ведь спросили!!!
Симметрия считается по Ударным слогам. Усеченные слоги – обязательно безударные.
1 Вдруг вздыбилась шерсть, и мой хвост задрожал, 11
2 И уши прижались, робея… 9
3 Когда лишь взглянул я на Ваши усы, 11
4 Прекрасная Дульсинея! 8
5 Вы смотрите гордо в далекую даль 11
6 И взор не подарите кроткий 9
7 Тому негодяю, что смел Вас коснуться 12
8 Искусственной обработкой!.. 8
Амфибрахий – стопа, состоящая из трех слогов, с ударением на втором, схематически: -/-
(где “-“ – безударные слоги; “/” – ударные слоги; в скобках – усеченные слоги)
Вариант амфибрахия:
-/- -/- -/- -/- 12
-/- -/- -/- 9
-/- -/- -/- -/- 12
-/- -/- -/- 9
вариант усеченного амфибрахия:
-/- -/- -/- -/(-) 11-12
-/- -/- -/- 9
-/- -/- -/- -/(-) 11-12
-/- -/- -/- 9
Усеченные слоги можно убирать и возвращать – это не меняет ритм, но дает акцент.
По поводу “режет слух” – вопрос спорный… Увы, кошачьи серенады в большинстве своем режут слух представителям человечества!
Выбирал размер бессознательно. Но в данном примере, мне кажется, что оно, не покушаясь на четкость, добавляет эмоционального сумбура, и, соответственно, экспрессии… Но и это легко исправить.
Вдруг вздыбилась шерсть, и мой хвост задрожал,
И уши прижались, робея…
Когда лишь взглянул я на Ваши усы,
Прекрасная Дульсинея!
Вы смотрите гордо в далекую даль
И взор не подарите кроткий
Тому негодяю, что смел Вас МЕНЯТЬ
Искусственной обработкой!..
Надеюсь, Ваш тонкий математический слух теперь не покороблен.
Ни о каких обидах не может быть и речи. Кое что понятно, но не все.
1. Второй вариант мне ближе. Отсюда вопрос: строка 7 - все-таки была неправильная или это и есть "возврат усеченного слога" (до 12)?
2. Речь шла про усечения по нечетным строфам, что и мы наблюдаем - 11 слогов, но еще усечены 4 и 8 строки до 8 слогов, это тоже правильно?
Как прекрасно, что Вам это понятно!!! Не надеялся, честно говоря, что дочитаете, поэтому не стал дальше “растекаться мысью”, то бишь “грузить”…
В поэзии практически отсутствует понятие “неправильность”. Она является отражением внутреннего мира автора, а он, в свою очередь, не может быть правильным или ложным Могут присутствовать стилистические или смысловые ошибки + технические погрешности, по которым мы можем диагностировать “глухоту” автора.
1. Да, усекать (или возвращать) можно любой неударный слог – это явление очень частое и несложное, так как НЕ влияет на ритм – из-за этого техника исполнения слишком проста
Когда появляется неожиданный слог – это дает эффект “бормотания”, “лепета”, лирический герой “захлебывается” от обилия собственных эмоций.
Когда исчезает там, где должен бы быть – лирический герой “проглатывает”, от наплыва чувств лишается дара речи, не может договорить.
У меня “лишний” слог появляется градацией (то есть по нарастанию – 11-11-11-12)
Семантически мне ближе слово “коснуться” применительно к Даме + это усиливает эффект неожиданности, когда раскрывается, что речь идет об обработке.
К “ляпам” отнести точно нельзя. А ответом на спор о вкусах является бесконечность мнений…
2. 4я и 8я НЕ усечены. Усечение обязательно идет на неударный слог. А здесь выпадает ударный. Точная схема здесь -
-/- -/- -/- -/(-) 11
-/- -/- -/- 9
-/- -/- -/- -/(-) 11
-/- -(/)- -/- 8
-/- -/- -/- -/(-) 11
-/- -/- -/- 9
-/- -/- -/- -/- 12
-/- -(/)- -/- 8
Тоническая делеция (пропуск схемного ударения) - это более сложный прием, так как он раздирает ритмическую структуру. Скорее всего, именно она Вам и режет слух. Делеция дает эффект резкого торможения (как поезд: разгоняется-разгоняется-разгоняется-стоп-шажок инерции) и тем самым выделяет “ударную строку”. Вот здесь, чтобы подчеркнуть запланированность, нужна симметрия и яркий смысловой акцент (4я - воспеть Дульку и 8я - подколоть Добку).
Чтобы не “резало” надо читать ритмично с паузой. Попробуйте прочитать вслух, а на делециях топать один удар лапой (“…Прекрасная-пам-Дульсинея”, “…Искусственной-пам-обработкой”). Или изначально отстукивать ритм и на делеции пропустить один удар.
Мммррр… Честно говоря, сложновато объяснять, не видя реакции собеседника.
Вы, говорят, любите принять на грудь и не только прекрасных дам… Не примите на свой счет, но поэтика - наука полумертвая, так как абсолютно не коррелирует с современной тенденцией к емкой информативности, а потому интересоваться ею может лишь опьяненный человек или кот, которого не пустили в институт.
Благодарю, любезный друг! Но, почему же Ей не понравилось?
Ток я не понял про обработку - усы у Дульки настоящие, не нарощенные!
Я просил не понимать, а передать ей - слово в слово!!!
Дулька сказала - Фыр-р-р! Большие усы и высокая грудь у меня от природы! Не видать ему моего хвоста! Мяу-у........
О, пушистейшая из мохнатейших!!! Простите бедного влюбленного кота, который не признает бездарных попыток осквернить совершенство!..
Насчет, “не видать хвоста” - правильно, что не позировали ему хвостом – такой не побрезгует Вам и там что-нибудь добавить…