Как победить очередь?

Легко ли зарегистрировать свое законное право на собственность? Пожалуй, большинство из тех, кому однажды довелось пройти эту процедуру, не хотели бы ее повторения: долго, хлопотно и утомительно. Проблема, связанная с регистрацией права на собственность и сделок с ней, по мнению жителей Московской области, ущемляет их права и должна быть устранена. Она поднимается в обращениях на имя Уполномоченного по правам человека в Московской области Александра Евгеньевича Жарова и часто звучит при личном общении.
Большинство граждан обеспокоены сложностью процедуры оформления необходимых каждому собственнику документов: получения кадастрового паспорта и свидетельства о праве на недвижимость. Их не устраивает несоблюдение административного регламента соответствующими государственными учреждениями, нарушение сроков работы с документами и отсутствие комфортных условий для посетителей.
В стране идет активное формирование рынка недвижимости. Но оказалось, что спрос на предоставление услуг государственной регистрации многократно превысил возможности осуществляющих ее служб. В результате в территориальных отделах Росрегистрации и Роснедвижимости возникли очереди, в которых люди вынуждены тратить время, силы, нервы и искать обходные пути решения вопроса. Так, чтобы собрать необходимые документы, приходится неоднократно обращаться в различные органы, архивы, оплачивать услуги специалистов. А потом – стоять в очередях, чтобы их сдать, получить, дополнить. Не легче и сотрудникам соответствующих учреждений, на которых ежедневно обрушивается шквал работы. Проблема требует неотложного решения. И ясно, что его следует искать, прежде всего, в изменении подхода к работе – в лучшей ее организации и устранении бюрократизма. Тем более, что в исправлении ситуации заинтересованы и собственники, которым это позволит быстрее узаконить свои права, и государство – оно сможет лучше вести учет собственности и получать доход от поступающих налогов.
Учитывая важность и остроту проблемы, Уполномоченный уделяет ей постоянное внимание. Летом 2009 года сотрудники аппарата и представители Уполномоченного в муниципальных образованиях провели мониторинг соблюдения прав жителей Подмосковья в процессе государственной регистрации прав на имущество и кадастрового учета недвижимости. С этой целью они посетили территориальные отделы управления Роснедвижимости (кадастровые палаты) и отделы Федеральной регистрационной службы (регистрационные палаты) в 32 муниципальных образованиях и 18 городских округах. Везде выяснялось, как организовано оформление документов, доступны ли здания для маломобильных групп населения, есть ли информационное обеспечение и условия комфортного пребывания посетителей (обеспеченность мебелью, наличие вентиляции, туалетов, пожарной сигнализации), а также близость пунктов питания и остановок общественного транспорта.
Это позволило получить данные о ситуации в целом. Были отмечены большие очереди, а измученные ожиданием люди рассказали о трудностях оформления права собственности на дома, дачи, получения кадастровых номеров, межевания и так далее. Гражданам приходится не только занимать очередь в 3-5 часов утра, но и в течение дня являться на перекличку. А чтобы не лишиться номера в списке, – ночевать у дверей учреждений. Этого не могут позволить себе те, кто работает или живет далеко – им надо часто отпрашиваться с работы или тратить на это свой отпуск. Бесконечное ожидание приводит к нервозности: на перекличках возникают конфликты, иногда с применением силы. Это унижает людей и порождает почву для вымогательства, активизации «предприимчивых» граждан и фирм-посредников. Были жалобы и на режим работы территориальных отделов: несмотря на то, что часы приема специалистов указаны, работа порой останавливается без объяснения причин и так же внезапно возобновляется. Например, в кадастровой палате города Дмитрова последние 15 минут каждого часа все «окна» почему-то закрывались на «технический перерыв». Узнать о прохождении документов по телефону во многих территориальных отделах нельзя – такая услуга не предусмотрена.
Отмечалось, что там, где работа ведется по устаревшей системе, пропускная способность отделов Росрегистрации и Роснедвижимости невелика. За это посетители расплачиваются своим временем. В кадастровой палате города Одинцово, например, 4 августа в очереди числилось 113 человек, а к концу дня прошло лишь 14. Среди негативных факторов посетители единодушно называли риэлторов, действующих по доверенности своих клиентов: «Если такой человек зашел с кипой документов – это не на один час, и сегодня на прием уже точно не попасть. А завтра придут другие риэлторы. И хорошо бы ввести для них отдельную очередь». К счастью, так было не везде: есть учреждения, где комфортные условия уже созданы. Это территориальные отделы Роснедвижимости в городах Железнодорожном, Троицке, Реутове, а также в Люберецком, Орехово-Зуевском и Раменском районах. Среди отделов Росрегистрации выгодно отличались Домодедово, Жуковский, Железнодорожный, Красногорск, Лобня, Мытищи, Наро-Фоминск и Ленинский район. Здесь хорошо оборудованы и залы ожидания, и рабочие места сотрудников. Внедрена и успешно работает система электронного управления очередью, а справочная информация подается в удобной форме. В результате процесс сдачи и получения документов происходит в спокойной обстановке и в установленные сроки. Но таким стандартам соответствует пока лишь пятая часть подобных учреждений.
Еще одна немаловажная проблема, исследованная в ходе мониторинга, - доступность объектов для инвалидов и других маломобильных групп населения на безбарьерную среду жизнедеятельности. В 2008 году она уже поднималась в специальном докладе Уполнолмоченного и находится на его постоянном контроле. Мониторинг 2009 года показал, что не везде кадастровые и регистрационные палаты находятся на первых этажах зданий и оборудованы пандусами. Так, в Жуковском, Подольске и Щелкове отделы Роснедвижимости подняты на 4-й этаж, в Солнечногорске – на 3-й - как и отделы Росрегистрации в Климовске и Жуковском. В Наро-Фоминске от кадастровой палаты, расположенной в промышленной зоне, до ближайшей остановки надо идти полтора километра. А в Одинцово она хоть и стоит на Можайском шоссе, доехать до нее из Москвы и Подмосковья ранним утром не на чем. К тому же сюда не ходит муниципальный транспорт из города, и представители льготных категорий вынуждены добираться на коммерческих автобусах. Кроме того, на улицах многих городов отсутствуют информационные указатели об отделах Росрегистрации, а справочных сведений, в том числе в интернете, – не хватает.
Проанализировав и обобщив эту информацию, А.Е. Жаров счел необходимым ознакомить с ней руководство управления Федеральной регистрационной службы по Московской области и обсудить проблему и пути ее решения. В августе состоялось совещание представителей в муниципальных образованиях с участием заместителя руководителя управления Федеральной регистрационной службы по Московской области Ольги Журавлевой и заместителя руководителя управления Роснедвижимости по Московской области Валентина Мартьянова. Обсуждение вопросов проходило в форме конструктивного диалога.
Было подчеркнуто, что озвученные проблемы имеют объективные причины возникновения. Так, за последние 10 лет в Российской Федерации система учета недвижимого имущества и система регистрации прав развивались независимо друг от друга, находясь в ведении разных уровней власти и разных федеральных ведомств. В результате сформированы три различных института, обеспечивающие учет и регистрацию прав на недвижимость: система кадастрового учета земельных участков, система технического учета зданий, сооружений и помещений и система регистрации прав. Такое устройство оказалось неэффективным и подверглось изменению. Но ощутимые результаты появятся только при всестороннем обновлении: техническом переоснащении этих служб, создании единой внутренней информационной сети, подготовке квалифицированных кадров и разработке необходимой законодательной базы.
Например, в соответствии с Указом Президента «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», изданным в декабре 2008 года, уже принята и реализуется Концепция создания единой федеральной системы государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости. К 2012 году это позволит повысить качество работы и открытость процедур регистрации и учета для граждан, перейти к предоставлению услуг по принципу «одного окна», а также от технического к кадастровому учету зданий, помещений и сооружений. Предстоит работа по улучшению технической оснащенности единой Федеральной системы и повышению заинтересованности ее сотрудников в более квалифицированном труде. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Пилотные проекты системы «одного окна» в Подмосковье запущены в Мытищинском, Пушкинском и Талдомском отделах Росрегистрации. В 23 отделах муниципальных образований внедрена автоматизированная система организации управления очередью. 11 сентября в городе Балашихе открылся первый в Подмосковье многофункциональный центр предоставления муниципальных и государственных услуг населению (МФЦ). На его базе специалистами Балашихинского отдела управления Федеральной регистрационной службы по Московской области проводится консультирование граждан. И есть все основания полагать, что в его работе будут учтены рекомендации Уполномоченного. В дальнейшем здесь планируется прием граждан и по вопросам «дачной амнистии» и приватизации. Кроме того, теперь дополнительный прием граждан по вопросам регистрации прав собственности на недвижимость в Московской области ведется и в Москве, по адресу: улица Земляной Вал, дом 36.
Следует отметить, что большую по мощь в преодолении проблемы регистрации прав собственности могут оказать и главы муниципальных образований: там, где они с пониманием относятся к данной теме - предоставляют удобные просторные помещения на первых этажах зданий, снижают арендную плату, заботятся об установке информационных дорожных- указателей, положение гораздо лучше.
Ирина Никитина, консультант пресс-службы
Уполномоченного по правам человека в Московской области
Газета "Сергиевские Ведомости" 

Комментарии

Аватар пользователя АБРА Кадабра

понравилась фраза "Мониторинг 2009 года показал, что не везде кадастровые и регистрационные палаты находятся на первых этажах зданий и оборудованы пандусами." Далее про города в частности, а про Сергиев Посад не сказали - у нас то рег.палата вообще на 4-м этаже заводского помещения где не по 2 лестничных пролёта а по четыре и никаким пандусом не пахнет, здоровые люди не могут взобраться, что уж об инвалидах говорить. А ещё стоит учесть систему, что ты если всё -таки дойдёшь до окна и сдашь документы, то взамен получишь квитанцию об оплате и надо срочно идти в сбербанк её оплачивать и возвращаться обратно. Вот так весь день и бегаешь...