Из груды осколков – произведение искусства. Разбитые чайники, чашки, тарелки, декоративные фигурки из керамики или стекла – всё это обретает новую жизнь в руках умелого реставратора.
Если говорить о посуде, то важно восстановить не только внешний вид. Чтобы использовать посуду по назначению, она должна держать высокие температуры и не рассыпаться от влаги. Для таких целей обращаются к малоизвестному в России японскому искусству, которое называется «кинцуги». В переводе – «золотой шов» или «золотая заплатка».
В работе вместо клея используют натуральный лак уручи.
«Лак уручи – это, по сути, сок дерева. Его можно сравнить с берёзовым соком, каучуковой смолой, смолой еловой. Уручи застывает и образует прочный природный полимер. Из-за этого его с древности использовали – сначала как клей, потом стали покрывать им деревянные изделия, чтобы предотвратить их гниение. К XVI веку придумали, что им можно и посуду клеить», – Константин Корнилов, мастер кинцуги.
Единственный в России мастер, который освоил технику кинцуги – Константин Корнилов – живёт в Сергиевом Посаде. Работает дома, на полках – профильная литература.
Специального обучения кинцуги в России нет, начинать приходилось с азов методом проб и ошибок. Первая трудность, с которой столкнулся мастер, – токсичность лака. В жидком состоянии он вызывает аллергию. Правда, после высыхания полностью безвреден.
В реставрационное искусство Константина привёл случай.
«Я увлекался китайским чаем, у меня было много посуды в этой связи. И я разбил свой любимый кувшин-сливник для чая. Мне захотелось его восстановить, потому что таких больше не выпускали, хотя он был простенький. Всё, что я нашёл в интернете – это «выкинь и купи новый». В итоге я купил набор лаков и начал пробовать», – Константин Корнилов, мастер кинцуги.
Сливник свой Корнилов не починил, но месяцев через пять у него стал получаться стабильный результат.
В основном, в руки мастера попадают предметы от любителей чайных церемоний: чайники, чашки, разбитые крышки. Срок ремонта – от месяца.
Сначала осколки склеиваются, затем специальным составом заполняются трещины и сколы. После каждого этапа – зачистка и сушка в специальных условиях. В конце швы покрываются лаком или присыпаются золотой или серебряной пудрой и шлифуются.
«Сейчас я финализирую ремонт золотом или серебром. Когда начинал, у меня не было денег на золото и серебро, и я использовал латунь или алюминий. Либо сам лак, он в качестве финального слоя тоже красиво выглядит», – Константин Корнилов, мастер кинцуги.
В отличие от научной реставрации техника кинцуги не стремится к воссозданию первоначального облика вещи. Основная цель – дать посуде вторую жизнь, а золотые или серебряные швы только украшают керамику.
Кроме того, японским лаком можно обрабатывать дерево для защиты от влаги.
«Этот чайник вообще хотели выкинуть, но я его забрал. У него была отбита ручка и не было крышки. Ручку я приклеил. Знакомые выпилили из дуба крышечку. Я её по японской технологии пропитал и закрыл лаком. Теперь можно пользоваться, крышка не распадается от влаги, и у меня теперь есть чайник с крышкой», – Константин Корнилов, мастер кинцуги.
Пока Константин остаётся единственным, кто занимается японским искусством реставрации в России. Так что посуда в Сергиев Посад едет из многих городов страны.
Сегодня