Есть мнение, что чем больше человек читает, тем грамотнее он пишет. Но опыт подсказывает: кто-то в своей жизни перелопатил кучу книг, однако допускает в текстах обидные ошибки. В то же время у некоторых людей, особо не утруждающих себя чтением, уровень грамотности довольно высокий. Почему так происходит? И как быть тем, кому орфография и пунктуация даются с большим трудом? Об этом и не только мы поговорим с Еленой Орловой — учителем русского языка и литературы сергиевопосадской общеобразовательной школы № 23.
Смена подходов
Тему правописания я затронул не случайно. Поводом для этого стал Международный день грамотности, который ежегодно отмечается 8 сентября. Закономерным был и мой выбор собеседницы. Елена Орлова, несмотря на свою молодость, уже признана Педагогом года—2015.
Мы встретились с Еленой Игоревной в её школе. На тот момент там полным ходом шли ремонтные работы. На школьных этажах было шумно. С большим трудом находим более-менее тихое место. "Что такое грамотность?" — задаю преподавателю наивный вопрос.
"Сегодня понятие грамотности следует трактовать значительно шире, чем раньше, — замечает учительница. — Это уже не просто умение читать и писать, а и способность воспринимать различную информацию, чётко формулировать свои мысли и доходчиво их излагать. Есть люди, которым это легко даётся – они обладают врождённой грамотностью".
По свидетельству педагога, в современной российской школе нынче внедряется новый Федеральный государственный образовательный стандарт, который меняет подход к обучению детей, в том числе и в отношении русского языка. Если раньше учителя большее внимание обращали на грамматические и стилистические ошибки, то теперь наряду с этим оценивают и умение школьника мыслить. Ребёнок должен не просто заучивать правила правописания, а чувствовать логику их применения. Немаловажно и то, как ученик слушает и запоминает текст, насколько свободно он может его комментировать, какие аргументы при этом он приводит. В последнее время при оценке основного и единого государственных экзаменов этому уделяется всё большее внимание.
Электронный подсказчик
«Сейчас мы всё реже пишем от руки и всё чаще печатаем на компьютере или с помощью мобильных телефонов, — продолжает Елена Орлова. — У нас в школах даже дневники становятся электронными, и в скором будущем они окончательно вытеснят дневники бумажные. Это уже совершенно новый формат и другие технологии".
Елена Орлова в качестве примера развития новых технологий в области правописания привела так называемые текстовые редакторы, которые сейчас установлены практически во всех персональных компьютерах, планшетах и смартфонах. При написании текстов они подчёркивают большинство орфографических ошибок, давая возможность их исправить. Я тут же интересуюсь, а не вредит ли это процессу обучения детей — ведь электронные подсказчики, которые, казалось бы, облегчают работу по написанию грамотных текстов, в то же время избавляют пишущего от необходимости учить и запоминать правила? Человек перестаёт внимательно следить за тем, что пишет, — ведь он теперь всегда может рассчитывать на то, что компьютерная программа всё сама проверит и исправит.
Моя собеседница частично с этим согласна, однако всё же считает, что пользы от текстовых редакторов больше. По её мнению, компьютер просто берёт на себя функцию учителя, который постоянно указывает ученику на его ошибки. Как извест-но, вода камень точит. Если ребёнок 20 раз одно и то же слово пишет неправильно, а программа постоянно ему ошибку подчёркивает, то, в конце концов, есть надежда, что на 21 раз это слово будет написано уже так, как надо. Особенно этот метод хорош с теми, у кого как раз и нет того чувства врождённой грамотности.
Не всем дано...
Не все, кто пишет с ошибками — лодыри и лоботрясы. Для некоторых из них психологи припасли другой термин на букву "л". Речь идёт о так называемых легастениках — людях, у которых возникают сложности в обучении чтению (дислексия) и письму (дисграфия).
Как правило, дети-легастеники имеют развитый интеллект и мало чем отличаются от своих сверстников. Некоторые специалисты полагают, что их значительно больше, чем это принято считать. Многие взрослые даже не догадываются, что их неспособность к беглому осмысленному чтению и грамотному письму — это не следствие их лени и тупости, а результат былых упущений педагогов и школьных психологов. Легастения — это отклонение, которое можно исправить.
Известны случаи, когда испытывавшие сложности в освоении чтения или письма, становились успешными людьми. Более того, некоторые из них даже прославились в литературе. Хрестоматийным примером могут служить Ганс Христиан Андерсен и Агата Кристи, которые своей жуткой безграмотностью сводили редакторов с ума.
Елена Орлова заметила, что среди современных школьников нередко встречаются дети с признаками дисграфии и дислексии, хотя им и не ставят таких диагнозов.
"У меня в классе был мальчик, который писал с большой неохотой и делал при этом невероятное количество ошибок, — привела пример учительница. — Даже родная мама махнула на сына рукой и просила меня не мучить ребёнка. Она утверждала, что у неё в детстве были точно такие же проблемы, и что это неисправимо".
Педагог не пошла на поводу у матери ученика и, в конце концов, сумела вызвать у него интерес к освоению грамоты. В итоге парнишка поборол свои комплексы и начал писать довольно интересные сочинения, хотя и продолжал допускать ошибки.
"Я считаю, что ребёнка ни в коем случае нельзя приучать к мысли, что он безграмотный, — заявляет на прощание учительница. — Необходимо, наоборот, всячески мотивировать детей к учёбе. Им надо прививать привычку как можно больше читать и писать. Чтение пополняет словарный запас и делает нашу речь богаче, а письменные упражнения оттачивают её до совершенства. Чем больше мы пишем, тем грамотней мы становимся".
Алексей Мичков
Фото Алексея Севастьянова