Описание
21 марта 2014 года в отделе художественных ремесел Музея-заповедника «Абрамцево» открылась выставка «Соединение истоков. Скульптура, керамика, гобелен, батик». Группа «Цех № 1» – большой и дружный коллектив единомышленников, который сложился на Гжельском экспериментальном керамическом заводе из художников, работавших в творческих группах последние 10 лет. Здесь художники декоративно-прикладной, монументальной, скульптурной секций Московского Союза Художников имели возможность воплотить в керамике свои замыслы и новаторские идеи. Постоянное творческое общение, обмен идеями и секретами мастерства, работа в атмосфере дружеской поддержки и конструктивной критики – всё это создавало тёплую, редкую атмосферу большой дружной семьи. Название группы – это дань уважения тому месту, где осуществились, возможно, самые значимые проекты в творческой жизни её участников. За три с небольшим года выставки группы состоялись в Егорьевске, Переславле-Залесском, Ярославле, Зарайске, Александрове, Кашире, Коломне и других городах, прошла выставка в Москве в музее-мастерской А. С. Голубкиной (ГТГ).
Выставка в Музее-заповеднике «Абрамцево» для художников группы «Цех № 1» является знаковой. Абрамцево и Гжель, керамика авторская и народная – эти два направления являются истоками уникального стиля московской керамической школы, истоками и вдохновляющими началами творчества художников группы «Цех № 1».
Интерес к керамике как к материалу декоративного искусства возникает у российских художников на рубеже XIX–XX веков, в эпоху стиля модерн. Свою, особую роль в развитии художественной керамики в это время сыграла деятельность Абрамцевской гончарной мастерской, организованной Саввой Мамонтовым. Плодотворная творческая работа в керамике художников – членов Абрамцевского кружка, и, в конечном итоге, включение профессиональных художников в практику русского декоративно-прикладного искусства во многом определили дальнейшее развитие отечественной художественной промышленности и ведущих центров прикладного искусства, повлияли на повышение значимости статуса этого направления искусства в системе изобразительных искусств.
Традиция Абрамцевской гончарной мастерской была подхвачена в том числе и в Гжели. Там в 1929 году, в селе Речицы, в самом центре русской народной керамики, на месте бывшего фарфорового завода братьев Фартальных, практически разорённого революционными потрясениями, был создан керамический завод «Всекохудожник» (впоследствии это предприятие получило название «Гжельский экспериментальный керамический завод»). Со времени своего основания «Всекохудожник» тесно сотрудничает с Московским Союзом Художников.
Благодаря крупнейшему отечественному искусствоведу-учёному в области народной керамики А. Б. Салтыкову сюда было частично перевезено оборудование из закрывшихся абрамцевских мастерских и бесценные гипсовые формы. Известно, что на заводе изготавливались керамические повторы абрамцевской керамики. Впоследствии завод стал крупнейшим в стране производством, специализировавшимся на выпуске предметов интерьера, архитектурной керамики, и сыграл большую роль в создании нового облика столицы.
Со временем Гжельский завод стал творческой площадкой для выполнения собственных авторских произведениЙ художниками. В разное время здесь работали известные, выдающиеся советские скульпторы В. Ватагин, И. Ефимов, Д. Горлов, П. Кожин, А. Сотников, И. Фрих-Хар, В. Мухина, М. Фаворская-Шаховская, А. Белашов, В. Малолетков, В. Булыгина и многие другие.
У девятой передвижной выставки художников группы «Цех № 1» в Музее-заповеднике «Абрамцево» есть своя особенность: она проводится на Радонежской земле в год празднования 700-летия Преподобного Сергия Радонежского.
В экспозиции представлены скульптура, художественная керамика, гобелен, батик, графика. Для художников эта выставка – не только повод представить свои работы очень взыскательной публике, это попытка увидеть общие истоки, надежда соединить их в новом веке, сохранить и продолжить культурную традицию художественной керамики, заложенную Врубелем, Головиным, Серовым в Абрамцеве.